«Чем отличаются наши выпускники? Это не выразишь словами…»

IMG_0051-Продолжаем знакомить вас с успешными выпускниками нашего любимого университета. Недавно мы встретились с замечательным учёным и преподавателем – Натальей Юрьевной Бартош. Наталья Юрьевна окончила Гуманитарный факультет в 1992 г. В настоящее время она ведёт активную преподавательскую деятельность, проводит открытые лекции и другие культурно-просветительские мероприятия в университете. Об особом статусе гуманитария в университете, уникальности выпускников НГУ, а также о больших событиях, которые организует Наталья Юрьевна, наш новый материал.

Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой истории культуры Гуманитарного факультета НГУ, действительный член Всероссийской ассоциации преподавателей английской литературы и Международной ассоциации англистов. Участник Дантовских чтений в Равенне. Организатор фестиваля «Перекрестки искусств» (2013 г.), одна из учредителей Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ».

– Наталья Юрьевна, какое значение имеют гуманитарии в жизни нашего университета?

– С одной стороны, гуманитарий в НГУ чувствует себя существом низшего порядка рядом с такой интеллектуальной элитой, как физики и математики. У гуманитария чаще всего нет статей в базе Scopus (гуманитарных журналов в этой базе ничтожно мало), его не цитируют на всех углах (как-то не принято это у гуманитариев) и надежда попасть в Nature прочно сведена к нулю. С другой стороны, гуманитарий обладает уникальными знаниями по истории, культуре и литературе. Конечно, любой человек может узнать из интернета, когда была Грюнвальдская битва (1410 г.), это несложно, но сумеет ли разобраться во всех тонкостях и хитросплетениях её первопричин и последствий, увидит ли за фактами «механизм» истории, поймет движение всех его «шестерёнок»? Настоящий гуманитарий умеет строить из событией и фактов ментальные конструкции, за одним событием видеть его аналогии-отражения, «суть вещей». Он знает путь в уникальный мир красоты и духа и может поделиться им с физиками и математиками.

В целом, умному и тонкому человеку, независимо от его образования, знания в области культуры оказываются необходимыми.

Многие наши студенты-негуманитарии стремятся узнать как можно больше о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля или Сальвадора Дали, их интересует музыка и литература не меньше, чем филологов, но они воспринимают мир искусства на интуитивном уровне (нравится – не нравится), а, как я уже сказала, настоящий гуманитарий видит систему, целостную модель и пытается открыть другим её красоту. Поэтому гуманитарий зачастую чувствует себя ведущим, а не ведомым. А поскольку гуманитариев в НГУ ещё и мало, особенно в те дни, когда я училась, то мы всегда ощущали свою уникальность.

– Ну, с историей и литературой понятно. Но, как Вы считаете, нужны ли студентам негуманитарных специальностей знания по музыке или искусству? Может быть, им следует углубиться в изучение своего предмета?

– У меня есть замечательный пример с преподаванием истории музыки на ММФ. Много лет этот курс читался на мехмате, но в какой-то момент математики решили его сократить, оставить более профессионально-ориентированные дисциплины. Мне стоило немалых усилий убедить декана ММФ вернуть музыку. Сначала я уговорила его поставить курс как альтернативный, с тем что преподаватель, блестящая пианистка, Мария Александровна Тимофеева, будет читать лекции без зарплаты.

Никогда не забуду, как 100 математиков сидели на лекциях по истории музыки!

У них, изголодавшихся по прекрасному, глаза сияли! После завершения семестра я попросила преподавателя собрать отзывы студентов о курсе. Почти все были восторженные, некоторые очень восторженные, но меня поразил отзыв одной девушки, в котором было сказано: «Кроме семи математик, в моём университете для меня есть моя музыка». После этого я окончательно поняла, что мы тут не зря работаем! Да, и декан, человек умный и глубокий, вернул курс в учебный план.

Кстати, недавно узнала о продолжении истории. В этом году проводили ремонт в аудитории 119а, где стоит пианино. В результате оказалось, что инструмент восстановлению не подлежит, а занятия с математиками будут проводиться в Музыкальном салоне НГУ, а в нём всего 50 мест. Мария Александровна решила отобрать достойнейших, тех, кто действительно любит музыку, а не «отбывает» занятие. Как она мне рассказывала, на первой половине пары она провела «испытание Бахом», отобрала 50 студентов, договорилась, что пойдёт с ними в Музыкальный салон, а когда дисциплинированная группа подошла туда, то обнаружили, что самые предприимчивые любители музыки прибежали раньше и уже заняли все места! 100 математиков, желающих слушать «живую» музыку каждую неделю!

DSC09362Мария Александровна Тимофеева, преподаватель кафедры истории культуры ГФ НГУ, руководитель Клуба любителей классической музыки НГУ, за роялем в Музыкальном салоне НГУ

– Я слышала, что кроме учебных курсов Ваша кафедра ведёт активную просветительскую работу. Это так?

– Конечно, почти каждый месяц у нас какое-нибудь событие: открытые лекции, концерты, круглые столы. Мы напоминаем, что существует особый мир культуры, когда организуем различные просветительские мероприятия. Мы проводили замечательный фестиваль «Перекрёстки искусств», приглашали в НГУ лучшие музыкальные коллективы и исполнителей города: пианиста Дмитрий Карпов, Новосибирский духовой квинтет, ансамбль «Сибирский брасс», премьеров Новосибирского оперного театра Ирину Новикову и Андрея Триллера. Кстати, на фестивале с лекцией выступил даже министр культуры Новосибирской области Василий Кузин.

UQIK6U-JDmQМинистр культуры НСО В.И. Кузин в НГУ

После концерта камерного ансамбля «Блестящие смычки» под руководством Марины Кузиной многие студенты выходили в полном восторге. Представляете, многие из них впервые услышали скрипку вживую… Не зря старались! Когда проходят большие культурные события или даты, наша кафедра старается их не пропустить. Так и возникают такие интересные циклы, как Дни Шекспира в НГУ или Лермонтовские дни в НГУ.

_kifG5ILz1QМ. Ю. Мищенко, И. Новикова, А. Триллер (НГАТОиБ) после концерта в Музыкальном салоне НГУ

­– Я знаю, что кафедра проводит ещё и выставки. Расскажите о них?

– Всё начиналось с копии-реконструкции знаменитого алтаря «Маэста», созданного итальянским художником Дуччо ди Буонинсенья в XIV в. для собора Дуомо ди Сиена. Алтарь был выставлен Художественном музее, а потом немало усилий стоило установить его в Доме учёных, да так, чтобы студенты могли увидеть его бесплатно. Поверьте, это было непросто! Весь проект расползался – всё не складывалось: итальянцы тянули с доставкой, установку в ДУ провести было очень сложно и прочее. Тут надо отдать должное бывшему проректору НГУ Наталье Владимировне Дулеповой. Удивительный человек! Её мудрости, обаяния и авторитета хватило на всех: от директора Дома ученых до начальника ремонтных мастерских НГУ Юрия Ивановича Кохана. Несмотря на то что это была копия, на выставку пришло очень много людей. Это был настоящий праздник!

unnamed-2Открытая лекция Н. Ю. Бартош у «Маэсты» 

Да и потом приходили школьники, студенты, я ещё целый месяц читала лекции об итальянском искусстве рядом с «Маэстой». Думаю, когда откроется новый корпус НГУ, мы сможем проводить достойные выставки в университете, которые будут ничуть не хуже, чем в Доме учёных. В своё время Галина Леонидовна Лаевская, когда она была директором Картинной галереи Дома учёных, привозила картины из Русского музея и Эрмитажа. Я застала эти выставки, они были уникальные. Сейчас, к сожалению, очень много вопросов упирается в финансы. Без приличной страховой суммы ни один музей не имеет права отправлять коллекции на временную экспозицию. Но, думаю, деньги – это вопрос решаемый, и у нас всё впереди.

– Я знаю, что в НГУ есть замечательный концертный рояль – подарок выпускников. Расскажите, пожалуйста, как он появился?

– Это еще одна замечательная история, доказывающая, что выпускники НГУ – люди особого сорта, есть в них (или лучших из них) какая-то высота духа. Как я уже говорила, пианино в аудитории 119а старенькое, а сейчас и вовсе в негодность пришло. Новый рояль стоит очень дорого, даже китайский – 3-4 миллиона рублей, а нам предложили концертную «Эстонию» в отличном состоянии за 600 тыс. руб., но это частное лицо, поэтому университет не мог у него купить рояль. Полтора года назад, на первом Конгрессе выпускников, я обратилась с просьбой помочь нам найти деньги. Думала, что откликнется какой-нибудь миллионер, а отозвался ученый (согласитесь, это закономерно!) – Сергей Константинович Турицын, директор института фотоники в Астоне (Великобритания).

Он предложил мне помочь собрать нужную сумму. Действительно, собрал! На его призыв откликнулось довольно много выпускников: из Академгородка, из Москвы, из Америки. Кстати, первым его поддержал наш ректор. Сергей Нагайцев организовал диаспору НГУшников в США. Как говорят, собирали всем миром, каждый внёс, сколько мог. Львиная доля пришлась на Сергея Константиновича. К сожалению, инициатива наказуема. Мне жаль, что не могу сейчас назвать все фамилии, слишком много людей, некоторые и вовсе предпочли остаться анонимными.

Тут я впервые почувствовала настоящее братство, такое единство умных, талантливых людей, которые любят университет, принадлежать к которым большая честь для меня.

– Ну и как рояль? Оправдал себя?

– Конечно! Под появление рояля нам выделили довольно просторное помещение, помогли его оборудовать – теперь это Музыкальный салон НГУ. Именно там слушают спецкурс по музыке математики, там проходят музыкальные и поэтические вечера, туда тянутся все, кто любит и ценит музыку, дорожит красивым звуком и ценит живое общение. Сейчас на репетиции в салон записаны больше 80 студентов в неделю. В салоне проходят репетиции и концерты Клуба любителей классической музыки НГУ. Им руководит Мария Александровна Тимофеева. Но про Клуб чуть позже.

4L05Mm_rXsQЗнаете, появление рояля удивительным образом преобразило культурно-музыкальную жизнь НГУ. Словно крылья выросли. У нас появилась возможность приглашать знаменитостей. Причем не только солистов Новосибирской филармонии, но и звёзд мирового масштаба. Так, прошлой весной у нас был Вадим Репин, фигура первой величины в музыкальном мире, один из лучших скрипачей, организатор Транссибирского Арт-фестиваля. Удивительно, Вадим очень занятой человек, время его, особенно в период фестиваля, расписано по секундам, но он сразу и с удовольствием откликнулся на моё приглашение приехать в НГУ. Вадим замечательно провел время с нашими студентами в Музыкальном салоне: общался, музицировал, вдохновлял их. Все были в восторге! Мы договорились, что в этом году, когда Репин приедет на Транссибирский Арт-фестиваль, он проведет мастер-класс – репетицию с нашими студентами, участниками Клуба любителей классической музыки НГУ.

IMG_9848Вадим Репин на творческой встрече со студентами в Музыкальном салоне НГУ

Вместе с Репиным к нам приезжала известная американская журналистка Майя Прицкер. Она освещает все русскоязычные культурные события, проходящие в Америке. Это журналист первой величины, занимающийся современной культурой. Ребята слушали ее фантастические рассказы о «русской культурной Америке» буквально затаив дыхание. С мини-спектаклями к нам приезжали студенты Новосибирского театрального института. Это тоже благодаря тому, что у нас есть рояль и есть Музыкальный салон, где он «живёт».

DSC_7680Майя Прицкер и Н. Ю. Бартош в Музыкальном салоне НГУ

– Наталья Юрьевна, какие студенты приходят в Клуб любителей классической музыки?

– Совершенно разные! Большинство – это те, кто учился в музыкальной школе, но, поступив в НГУ, оказался оторван от любимого инструмента, однако хочет продолжать занятия музыкой. Есть люди, которые закончили консерваторию, а сейчас получают второе высшее образование в НГУ. Они приходят к нам, чтобы отдохнуть душой. Есть люди, которые вообще не умеют играть. У меня был чудесный студент, физик-теоретик, человек с уникальной головой. Так он научился играть на фортепиано с нуля. И не просто научился, а сам стал писать музыку! Вот что значит физик – светлая голова! Этот замечательный парень ходил вместе со своими друзьями-физиками на все курсы по истории культуры: как обязательные, так и факультативные. Мы встречались с ними, обсуждали разные города, страны, произведения искусства. Например, мы брали искусство Равенны, Рима или Флоренции, придумывали маршруты будущих путешествий. Пока виртуальные, а в ближайшем будущем и реальные. Я верю, что для тех, кто мечтает и действует, всё возможно!

img22Струнный квартет: Андрей Рабусов, ФФ, Иван Чайка, ГГФ, Руслан Ямалетдинов, ФЕН, Игорь Дульцев, ММФ

– Как Вы считаете, отличается ли студент и выпускник НГУ от студентов и выпускников других университетов?

– На мой взгляд, конечно, отличается. Михаил Алексеевич Лаврентьев выбрал совершенно уникальное место: микроклимат, Академгородок, лес, в котором он находится, университет, окруженный институтами, – всё это создаёт особую среду – утопический наукоград, о котором мечтали Стругацкие, придумывали его в своих фантастических произведениях, а он существует в реальности.

IMG_0036-vФото: Юлия Алтухова

Человек из Академгородка, из НГУ отличается от остальных. Я чувствую свою «инаковость», когда оказываюсь в другой среде, в другом мире. Когда я окончила университет, обстоятельства вынудили меня вернуться домой, в Барнаул. Проработав в Барнаульском педагогическом университете несколько лет, я поняла, что мне просто необходимо вернуться в Городок. Барнаул – замечательный город, но я вспоминала Академгородок, университет, я чувствовала, что задыхаюсь, что без Городка мне просто не хватает воздуха.

Тот воздух, которым мы дышим здесь, – это воздух особый, воздух какой-то духовной свободы. В нас течёт другая кровь.

Знаете, у меня такое чувство, что во время учебы нам просто меняют кровь. Шутка, конечно, но не без доли истины… на этом и строится НГУшное братство. Мы ощущаем себя иными. У нас этот знак НГУ как клеймо (почетное), мы его чувствуем.

– А что значит быть «иным»? Что значит «ощущать себя частью НГУ»?

– Думаю, что, прежде всего, это ощущение внутреннего достоинства и свободы, ощущение значимости науки и личной значимости самого учёного, преподавателя. Когда я говорила об этом в Барнауле, надо мной подсмеивались. В каждом вузе свои традиции… Здесь – это абсолютно реально. Нас воспитывали замечательные Учителя: Кирилл Алексеевич Тимофеев, Нина Александровна Лукьянова. Но так получилось, что для меня это прежде всего Леонид Григорьевич Панин, я знаю его с первого курса. Он всегда называл нас по имени-отчеству. Это чтобы мы были с ним на равных. Это он привил мне чувство уважения к студенту (впрочем, мне трудно назвать преподавателя, который бы не уважал своих студентов), потому что, если я не уважаю студента, я не уважаю саму себя. Для меня очень важно взаимное уважение и достоинство. Чем мы ещё отличаемся? Наверное, это не выразишь словами. То, что на уровне вербальном не произносимо.

Моя подруга однажды сказала: «Удивительно, у выпускников университета нет никакого снобизма». На что я ответила: «Самая большая степень снобизма – это не показать, что ты сноб».

Это действительно так (смеётся). Умение мыслить, творить, рассуждать, быть внутреннее свободными и уважать себя – вот главные черты выпускника нашего университета.

Автор: Елизавета Дрёмова