5 лет Китайско-российскому институту НГУ: итоги и перспективы

В настоящее время совместный Китайско-российский институт Новосибирского государственного университета и Хэйлунцзянского университета (город Харбин, Китай) является одним из наиболее значимых международных образовательных проектов для обоих вузов. Проект вносит существенный вклад в сотрудничество России и Китая в области образования, способствует интернационализации НГУ, его успехам в продвижении к ТОП-100.

История создания

В 2016 году исполнилось 5 лет КРИ ― совместному Китайско-российскому институту НГУ и Хэйлунцзянского университета (ХУ).

Пятилетний период активного сотрудничества двух университетов в рамках совместного Китайско-российского института (КРИ) заслуживает особого внимания как успешный опыт эффективного взаимодействия российской и китайской систем образования.

Активный период сотрудничества между двумя университетами начался 1 апреля 2011 года подписанием соглашения о совместной подготовке специалистов, в котором было предусмотрено создание совместного Китайско-российского института. В том же году состоялось открытие КРИ, и состоялся первый набор студентов на шесть направлений подготовки, предусмотренных соглашением. Таким образом, создание КРИ несколько опередило по времени тенденцию, а позднее – и интенсивное развитие российско-китайского сотрудничества в области образования и науки последних лет.

Итоги и перспективы развития КРИ

Китайско-российский институт в настоящее время является полновесной образовательной структурой, аналогичной факультету или институту обычного вуза, в котором студент может пройти двухуровневое обучение по программам высшего образования (бакалавриат – магистратура).

В КРИ в течение 5 лет успешно работает система обучения бакалавров. С 2016 года начала действовать совместная магистратура, по окончании которой магистранты получат два диплома: диплом НГУ и диплом Хэйлунцзянского университета. В действительности обучение в совместной магистратуре в качестве «пилотного» проекта проводилось с 2014 года (ограниченное количество обучающихся только по двум направлениям), и уже состоялось два выпуска магистров (всего 9 человек), получивших дипломы обоих вузов.

В настоящее время рассматриваются перспективы создания совместной аспирантуры. По словам российского директора КРИ, профессора В.А. Резникова (ФЕН-77), китайская сторона также очень заинтересована в том, чтобы сотрудничество в области образования укреплялось сотрудничеством и в области науки во вновь создаваемых совместных лабораториях.

Цели и система обучения

  • Обучение специальности

Основной целью обучения китайских студентов в КРИ является подготовка специалистов в области химии, биологии, физики, математики, экономики и юриспруденции, хорошо владеющих русским языком.

Вся система обучения в КРИ работает на достижение этой двуединой цели.

Одним из ключевых моментов этой системы является тот факт, что 70% специальных дисциплин преподаются российскими преподавателями НГУ (на русском языке). Российские преподаватели не только полностью обеспечивают процесс обучения в России, но и, начиная с третьего семестра обучения, выезжают преподавать специальные дисциплины в Харбин, причем эта часть учебного процесса производится циклами ― в виде интенсивного «погружения» в дисциплину (до 24 учебных часов в неделю).

В бакалавриате студенты КРИ обучаются по схеме [2 + 1 + 1] – 2 первых года в ХУ, 1 год (3 курс) в НГУ и последний 1 год (4 курс) опять в ХУ. В магистратуре студенты обучаются по схеме [1 + 2] – 1 год в ХУ и 2 последних года в НГУ.

В целом такая схема обучения имеет много плюсов, как для обучения специальности, так и для обучения русскому языку. Кроме того, такая схема обучения позволяет китайским студентам начать обучение в условиях родной культуры, более привычных и комфортных для них, и далее плавно перейти от родной системы образования к российской.

  • Обучение русскому языку

Изучение русского языка в КРИ рассматривается в первую очередь как овладение инструментом общения в рамках выбранной специальности (химии, биологии, физики, др.).

Каковы механизмы подготовки русскоговорящих специалистов в КРИ?

В первую очередь, это значительное число часов русского языка в неделю. Студенты-бакалавры получают 20 часов русского языка еженедельно, обучаясь на 1, 2, 4 курсах в Китае, и 10 часов русского языка обучаясь на 3 курсе в России. Студенты-магистры получают от 4 до 14 часов русского языка в неделю, в зависимости от факультета.

Другим эффективным способом обучения русскому языку в КРИ является преподавание именно профильных предметов на русском языке. Определенную роль в изучении языка играет также прохождение научно-исследовательской практики на тех факультетах, где она есть. Ведь работая в лаборатории, китайские студенты вынуждены постоянно общаться с ее сотрудниками только на русском языке.

Положительные результаты всей системы обучения русскому языку особенно хорошо видны во время докладов о результатах практики бакалаврами и защиты дипломов магистрантами, проходящих на русском языке.

  • Ориентация на науку

Ещё одной важной целью системы обучения в КРИ НГУ/ХУ является постепенное ориентирование китайских студентов на занятие наукой. В развитии научного направления сотрудничества заинтересованы и китайская, и российская сторона.

По этой причине российские руководители и кураторы КРИ считают значимым компонентом обучения проведение первых научных исследований студентами уже в бакалавриате. С этой целью уже третий год для бакалавров КРИ, обучающихся по специальностям «химия» и «биология», организовано прохождение научно-исследовательской практики. С 2017 года планируется введение такой практики для бакалавров-физиков.

Руководители КРИ уверены, что научная практика играет важную роль в ориентировании бакалавров на занятие наукой. Проведение собственного мини-исследования пробуждает интерес к науке. Работа в лабораториях НИИ позволяет ближе познакомиться с российской наукой и на практике понять, чем отличаются науки, их экспериментальные методы в России и Китае. Кроме того в ходе практики студенты проходят новую социализацию, у них складываются межличностные отношения с коллективами лабораторий.

В результате влияния всех этих факторов многие бакалавры КРИ хотят и далее заниматься наукой, поступать в магистратуру, хотят вернуться в «свои» лаборатории. Эти же факторы оказывают влияние и на магистрантов КРИ, поступающих учиться в аспирантуру.

  • Обучение русской культуре

Новым компонентом системы обучения в КРИ НГУ/ХУ являются курсы по межкультурной коммуникации и особенностям русской культуры, которые читаются бакалаврам и магистрантам КРИ последние три года. Эти курсы помогают китайским студентам лучше адаптироваться к особенностям российской академической и бытовой культуры, формируют положительное отношение китайских студентов к России и к россиянам.

Результаты работы

Об эффективности системы обучения в КРИ НГУ/ХУ на всех уровнях можно судить по хорошим знаниям профильных предметов и русского языка, демонстрируемых китайскими студентами в конце обучения.

Об эффективности обучения в бакалавриате в частности, говорит количество выпускников КРИ, желающих обучаться в магистратуре, в том числе и в совместной магистратуре КРИ.

Статистика двух лет выпуска бакалавриата КРИ такова ― примерно 50% продолжают свое обучение в магистратуре ХУ, НГУ, других вузов КНР и РФ. Этот показатель заметно выше, чем в среднем по ХУ и, по крайней мере, сопоставим со средним показателем по НГУ. С открытием программы совместной магистратуры для обучения в НГУ в 2016 году приехали 34 магистранта. Кроме того, еще 15 выпускников КРИ 2016 года поступили в магистратуру НГУ.

В качестве «предварительного» показателя эффективности обучения в совместной магистратуре КРИ служит тот факт, что четверо из девяти выпускников магистратуры поступили в аспирантуру НГУ.

В дальнейшем развитие КРИ будет продолжаться: будет совершенствоваться система обучения в магистратуре, будет создана совместная аспирантура, появятся совместные научные проекты. Но уже сейчас можно констатировать, что проект «Совместный китайско-российский институт», реализуемый на базе НГУ и Хэйлунцзянского университета ― это успешный образовательный эксперимент, первая в своем роде совместная образовательная структура, использующая возможности двух стран, позволяющая студенту пройти все уровни обучения и дающая хороший старт для научной работы.

Среди подобных проектов, активно запускаемых РФ и КНР в последнее время, наш КРИ НГУ/ХУ остается лидером, остается первым.

 

Источник: http://www.nsu.ru/KRI_55