Главная Новости Статьи Интервью Сергей Бражник: «Нам дали ценную возможность – развиваться»

Сергей Бражник: «Нам дали ценную возможность – развиваться»

Сергей Бражник – руководитель новосибирского офиса разработки «Яндекс». В его резюме десятилетний опыт работы в производстве программного обеспечения, сотрудничество с такими известными компаниями, как IBM, МТС, Skype, а также различные проекты в сферах телекоммуникаций, скидочных сервисов и образования. О создании и развитии ФИТ Сергей знает не понаслышке и в шутку называет себя и своих бывших однокурсников «счастливыми подопытными кроликами». В свое время он поступил на технический факультет ВКИ, а выпустился уже с факультета информационных технологий НГУ. «Мы привыкли к изменениям. Наша индустрия активно развивается, поэтому факультет привил нам умение мыслить быстро», – отмечает выпускник.

– Сергей, почему в свое время Вы выбрали именно факультет информационных технологий НГУ?

– В пятом классе я решил, что буду программистом. Я не только играл в компьютерные игры, но и интересовался тем, как устроен компьютер. Затем я пошел на курсы по программированию и постепенно пришел к мысли, что после девятого класса нужно идти учиться в Высший колледж информатики. В то время выпускные экзамены из ВКИ приравнивались к вступительным на технический факультет. Я учился на четверки и пятерки и был зачислен автоматически. Сейчас можно сказать, что мой выбор был сделан осознанно в довольно раннем возрасте.

– Сильно ли отличалась учебная программа технического факультета от того, что преподают нынешним студентам ФИТ?

– Я поступил в 1998 году. Программа нашего факультета в те годы активно менялась. Готовилась база к открытию факультета информационных технологий НГУ. В каком-то смысле шел непрерывный эксперимент. У нас было намного больше различных математических дисциплин, чем сейчас у студентов факультета. Помню, как неожиданно для меня было на третьем курсе обнаружить в программе физику, которую окончили изучать еще в колледже. В остальном, по-моему, сочетание предметов было вполне органичным, мы много программировали.

Мне нравилось и то, что во время учебы у нас была установка на то, что с третьего-четвертого курса нужно начать работать. Мы старались найти место, где можно было бы применить свои знания, и при этом продолжали успешно учиться.

В результате мы получали достаточно хорошее образование и работу. Я начал свою карьеру в компании Новософт. В то время она считалась гигантом российского рынка. Это была первая оффшорная компания с коллективом больше полутысячи человек.

– Стоит ли поощрять стремление студентов ФИТ начать работать как можно раньше?

– Работа – это и есть та необходимая практика, к которой нас готовят на факультете. Если ты практикуешься сразу после того, как получил знания, это помогает их систематизировать. Конечно, если студент пренебрегает теоретической базой, то из него может получиться отличный практик, не имеющий фундаментальных знаний. Поэтому лучше всего одно с другим органично сочетать. Кроме того, во многих вузах до сих пор существует проблема – вузовская программа на шаг отстает от того, что нужно рынку. И, практикуясь на рабочем месте, студент восполняет этот недостаток.

Сложно сказать, что важнее – теория или практика. Задача нашего факультета как раз в поиске баланса, золотой середины для студентов.

Возможность работать в компаниях должна быть дополнительным стимулирующим фактором обучения, чтобы студент успел за эти годы вобрать в себя как можно больше знаний.

– Вы сказали о том, что технологии развиваются быстрее, чем учебные программы вузов. Есть ли возможность решения этой проблемы?

– Когда мы учились, программа менялась довольно быстро. Например, сначала мы изучали язык Паскаль, через год-два начали изучать С++, и это было правильно с точки зрения фундаментального программирования. Если каких-то знаний не хватало, мы добирали их в тех компаниях, где работали. Сейчас, насколько я знаю, студенты ФИТ раньше четвертого-пятого курса практически не работают, поскольку нагрузка очень тяжелая. И это хорошо.

Совместно с ФИТ НГУ мы создали проект – Школу анализа данных «Яндекса» (ШАД), предназначенную для студентов старших курсов не только факультета информационных технологий, но и ФФ, ММФ. Она помогает закрыть те пробелы в фундаментальных знаниях, которых пока не закрывает вузовская программа. Это не столько проблема ФИТ, сколько проблема всей системы образования в России. Мы создали в Высшей школе экономики на базе ШАД факультет компьютерных наук, который стал примером системного решения этой проблемы.

– Прошло больше десяти лет с тех пор, как Вы закончили ФИТ НГУ. Как бы Вы сформулировали конкурентные преимущества факультета?

– Выпускники нашего факультета информационных технологий подготовлены намного лучше, чем выпускники других новосибирских вузов. Мы столкнулись с этим сейчас, когда открылся офис разработки «Яндекс» в Новосибирске. Несмотря на то, что в «Яндексе» требования к программистам очень высокие, и проводится достаточно жесткий отсев, большая часть наших нынешних программистов – выпускники ФИТ НГУ. Я считаю, что базовое образование у нас действительно самое лучшее. ФИТ готовит специалистов, которые умеют самостоятельно решать нестандартные задачи. НГУ конкурирует не с вузами Новосибирска, а со столичными вузами.

– Расскажите, как Вы начали работать в «Яндекс»? Что этому поспособствовало?

– Долгое время я занимался разработкой программного обеспечения на заказ. В компании «Новософт» прошел уровни ведущего программиста, архитектора, менеджера. В какой-то момент я создал свою компанию, которая успешно занималась разработкой программного обеспечения для иностранных заказчиков. С другой стороны, у меня было большое желание заниматься не программированием как таковым, а созданием новых продуктов, идей. В этом направлении я работал последние три года. Затем случилось так, что компания «Яндекс» обратилась к руководству ФИТ НГУ с просьбой посоветовать толкового человека, который смог бы возглавить новосибирский офис разработки. В число тех, чьи имена были названы, вошел и я. После успешно пройденного собеседования, множества согласований моей кандидатуры, принятия решения о задачах этого офиса меня взяли на должность руководителя.

– Решением каких задач занимается руководитель офиса разработки «Яндекс» в Новосибирске?

– За девять месяцев мы успели набрать в штат двадцать пять программистов. Они входят в большие команды разработки, которые дислоцируются по нескольким городам. И имеют собственных руководителей в Москве и Санкт-Петербурге. Мои задачи как руководителя офиса делятся на три важных группы. Первая условно называется «директор завода»: я взаимодействую с нашим коллективом программистов, обеспечиваю им комфортные условия работы, слежу за тем, чтобы все правильно понимали поставленные перед ними задачи, чтобы эффективность их работы была высокой. Вторая группа задач связана с поиском новых направлений работы для нашего офиса и активным развитием отношений с руководителями офисов «Яндекс» из других городов. Сейчас наш офис занимается семью направлениями – это «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Cocaine», «Яндекс.Пробки», технологией Крипты и другие.

Фото Livejournal.com

Третье направление деятельности руководителя – это «HR-бренд». Я как представитель «Яндекса» в Новосибирске, а значит, публичная персона взаимодействую со СМИ и общественностью, информирую о деятельности компании. В рамках этого направления мы создаем различные академические программы. В этом году в ШАД будет уже второй набор, активность студентов очень высокая.

– Какие возможности открываются перед студентами, обучающимися в Школе анализа данных «Яндекса»? Чему вы их учите?

– Чтобы попасть в ШАД, нужно решить на экзамене предложенные задания и пройти собеседование. Ограничений по возрасту для поступающих у нас нет. Наши студенты изучают такие направления как работа с большими данными, их анализ, машинное обучение. Специалисты, обладающие этими знаниями, требуются сегодня во всех ведущих мировых IT-компаниях – «Яндекс», «Google», «Facebook», «Twiter» и т.д. Сейчас нет таких вузов, где бы давали эти знания, поскольку сейчас это направление – своего рода «мейнстрим».

После первого года учебы в Школе анализа данных есть возможность пройти стажировку в нашей компании. Выпускники ШАД востребованы на рынке, две трети из них работают в «Яндексе».

Это не единственный образовательный проект «Яндекса». Созданы Школа разработчиков интерфейсов, Школа менеджеров, школа тестировщиков, курс информационных технологий для администраторов. Все они находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но с дальнейшим развитием офиса в Новосибирске появятся и здесь.

– Школа анализа данных «Яндекса» – в первую очередь кузница квалифицированных кадров для компании?

– В «Яндексе» как раз нет собственнического отношения к студентам, которые учатся в образовательных проектах. Мы спокойно относимся к тому, что они приходят для того, чтобы получить знания, и могут уйти их применять куда угодно. С этим проблем нет. С другой стороны, мы не даем никаких гарантий, что возьмем студентов работать к себе. Получается довольно эффективный механизм улучшения ситуации на рынке. Такого разностороннего подхода к образовательным программам ни у кого нет.

– Какими образовательными проектами Вы занимаетесь помимо тех, что относятся к «Яндексу»?

– Образовательное направление мне уже давно интересно. Даже мой выпускной диплом был посвящен теме создания образовательного портала. Сейчас я занимаюсь несколькими проектами. Например, активно помогаю в проекте по созданию образовательного ресурса с разнообразным наполнением. В рамках этого проекта мы создаем видеокурс для седьмого и восьмого классов, интересно и при этом понятно объясняющий все то, что обычно очень скучно преподают в школе. Также там есть возможность порешать задачки. То есть принцип такой: ребенка нужно заинтересовать, дать знания по выбранной теме, а потом предложить применить знания на практике.

– Компания активно сотрудничает с ЦЕРН. Расскажите поподробнее об использовании технологий «Яндекс» в научных и околонаучных проектах?

– «Яндекс» участвует во многих некоммерческих проектах. Помимо образовательных есть и те, что направлены на научное сообщество. Мы помогали отсеять ненужную информацию при поиске бозона Хиггса при экспериментах в ЦЕРН. Технология «Матрикснет», лежащая в основе наших поисковых систем, работала с тем огромным объемом информации, которую генерировал коллайдер за время одного опыта, эти террабайты данных необходимо было анализировать. Сейчас мы помогаем в проекте поиска новых частиц, где для фильтрации опять же используется наша технология. Также «Яндекс» также предоставил для этих экспериментов свои мощности.

У нас есть совместный с ООО «Сейсмотек» проект «Яндекс. Терра», связанный с анализом данных по геологоразведке. Для того, чтобы проанализировать всю эту информацию, получаемую геологами с приборных датчиков, используются наши технологии анализа большого объема данных. Если вычисления раньше занимали одну-две недели, сейчас они занимают где-то полдня.

– Что лично Вам дало обучение на факультете информационных технологий НГУ?

– Обучение на ФИТ НГУ дает возможность понять, что любая задача имеет несколько решений. Всегда можно применить свой мозг для того, чтобы найти нестандартное решение. Или, наоборот, стандартное и очень простое, которое никто не видит.

Сегодня ФИТ – это перспективно. Такие компании, как «Яндекс» заинтересованы в выпускниках факультета. Я считаю, что ФИТ дал мне очень многое в профессиональном плане. Благодаря этим базовым знаниям я достиг того, что имею сейчас.

Атмосфера факультета, общение с преподавателями-практиками помогает развиваться. Имея уже некий опыт и оглядываясь назад на свое обучение, я отмечаю, что нам дали ценную возможность – развиваться. Нам показывали, что мы можем многое и, конечно, это было активно дополнено фундаментальными знаниями и практикой.

– Какой совет Вы бы дали тем ребятам, которые собираются добиться успеха в области IT-технологий?

– Стоит начинать думать об этом как можно раньше. Сейчас у каждого ребенка есть мобильный телефон, компьютер, но далеко не каждый задумывается, что на нем можно не только играть, но и что-то полезное создавать. Важно показать, что создание программ тоже может быть интересным. Желательно, чтобы ребенок понимал, что такое программирование, алгоритм, чтобы ему это нравилось.

Мне кажется, что идеальный абитуриент ФИТ – это мотивированный школьник. Он понимает, что ему интересно программирование, он уже попробовал себя в этом – занимался дополнительно, участвовал в олимпиадах по программированию и т.д. В нашей работе важно получать удовольствие от того, что ты написал программу: когда ты долго работал над какой-либо задачей, решил ее, запустил, и все заработало. В этот момент ты себя чувствуешь настоящим творцом.

Источник: nsu.ru