Главная Новости Новости по архивным проектам Наука детям Иван Поликарпов (ФЕН-2013): Наше направление в том, чтобы организовывать деятельность вокруг нейротехнологий с практическим приложением

Иван Поликарпов (ФЕН-2013): Наше направление в том, чтобы организовывать деятельность вокруг нейротехнологий с практическим приложением

Мы начинаем цикл публикаций о программе Союза НГУ «Наука Детям». Эта программа ведется с 2008 года, в ней участвуют и ей помогают многие выпускники. Основной исполнитель этой программы — лаборатория «Инжевика». Сегодня мы публикуем интервью с Иваном Поликарповым, членом Правления Союза НГУ, заведующим лабораторией ФИТ НГУ «Инжевика», научным сотрудником ИСиЭЖ СО РАН, научным сотрудником СПбГУ, заместителем декана ФИТ НГУ по довузовской подготовке.

Как ты пришел в программу «Наука Детям»?

Первый раз я пришел туда на III курсе, когда я задумался о том, чтобы кому-то передавать весь тот груз знаний, который я получил. Я начал искать, где это можно сделать. В школу пойти просто так было невозможно, сейчас с этим проще. Тогда в школах было плохо с оборудованием. Советское мало где осталось в рабочем состоянии, а новое тогда еще не начали приобретать. Вся внеучебная деятельность, связанная с дополнительным образованием, не была так оформлена, как сейчас, не было прорывных направлений на острие науки, кружкового движения НТИ. Были отдельные организации, юные натуралисты, юные техники, но это уже было не массово. Специалисты, которые вели занятия, перетекли из школ в другие сферы. Остро стоял вопрос включения предметных знаний, и если студенты университета могли ездить по школам и что-то рассказывать в дополнение к школьной программе, это было интересно. Было ощущение, что детям неоткуда получить такую информацию в принципе, потому что институты были закрыты для школьников.

Что собой представляла эта работа?

В 2009 — 2010 годах проектом «Наука Детям» руководила Саша Трушина (Пыряева) (ФФ-2009, 2011). Это был проект Потанинских стипендиатов, популяризация науки для детей силами студентов НГУ. И параллельно с этим проектом были такие направления, как «Физика детям», «Химия детям» и т. п., и НГУ также их поддерживал. «Наука Детям» тогда неразрывно была связана с университетом, мы использовали инфраструктуру университета, транспорт. Мы организовывали выезды, в том числе, дальние. Тогда стало понятно, что это массовый проект, и возникла необходимость как-то его структурировать. Сергей Ти (ФФ-2009, 2011) разработал организационную модель на основе инфраструктуры НГУ. Была некая структура: команды по предметным направлениям (биологи, химики и пр.), которыми руководили капитаны. Они привлекали новых лекторов-волонтеров, координировали выезды. Кто-то из нас договаривался со школами, мы выезжали к детям, рассказывали и возвращались обратно. И писали по этому поводу заметку на сайте Эндаумента НГУ.

Когда я пришел, капитаном команды биологов была Олеся Дашкевич (Климова) (ФЕН-2011). Потом команда сменилась, я стал капитаном биологов. Параллельно я работал в МНСК. Мы не ждали, что школьники заинтересуются и с горящими глазами понесутся в науку, которой мы занимаемся, это были первые пробы популяризации науки. Нам было интересно поделиться и заинтересовать детей. Дети потом, возможно, пошли в науку, нам казалось, что им было интересно получить представление о том, кто такие молодые ученые и чем они занимаются. Случались провалы. Самый большой провал был с поездкой в Планетарий, который как раз тогда открылся. Я договорился с линейными сотрудниками насчет мероприятий 1 июня, и вдруг оказалось, что вся программа уже сформирована, и нас там нет. Нужно было договариваться с руководством. Случались и прорывы, например, нам удалось организовать выезд в Железногорск.

Через некоторое время мне нужно было набирать материал на свою работу, защищать диплом, поступать в аспирантуру, и я закончил там свою деятельность, передал капитанство. Кроме того, меня не устраивало, что мы выезжаем, пробуждаем какой-то интерес, а потом он гаснет. Я искал некоторую системность. Хотелось видеть, что дети при моем участии чего-то достигают, расти с этими детьми. В 2011 году я перешел работать в объединении «Изумрудный город» в ДДТ им. А.И. Ефремова, и там проработал с 2012 по 2016 г. «Изумрудный город» занимается олимпиадной подготовкой, и я там вел олимпиадную биологию. А потом я захотел сделать что-то своё.

В каком направлении?

Я всегда хотел, чтобы то, чем я занимаюсь со школьниками, было связано с моей научной работой. Работа по подготовке к олимпиадам с этим сильно не совпадала. В какой-то момент захотелось, чтобы это были не отдельные дети, которые готовятся ндивидуально к своим победам, а какие-то командные задачи, над которыми дети работают. И я стал работать в Планетарии. Я туда пришел прямо на ставку педагога дополнительного образования, и хотел там заниматься космической биологией в правильном смысле этого слова, например, хомяками, которые впадают в анабиоз при определенных условиях. Когда-то в Новосибирске велось много работ с сусликами, мы мечтали о новом корпусе на территории Планетария, в котором будет лаборатория. Но я тогда не понимал, что, кроме идеи, нужна еще и команда, которая всё это может сделать.

Как ты вторично попал в «Науку Детям»?

Моя научная работа связана с измерением скорости обмена веществ хомяков, адренокортикальной и метаболической реакции на стресс. Выглядело это так: я сажаю хомяка в специальную камеру и вручную записываю показатели, которые получаются на приборе. Появилась идея, что это всё можно автоматизировать. Но это человеко-часы, техзадание, программирование. Я надеялся, что сам это смогу, даже посмотрел несколько курсов по робототехнике и программированию. В результате я понял, что это недостижимо для меня, то есть мне нужно перестать заниматься наукой, а начинать заниматься только программированием. И я стал искать, с кем можно это сделать. В 2015 году фонд «Династия» организовывал конкурсы с награждениями по номинациям «Молодой учитель», «Учитель, воспитавший ученика», «Наставник будущих ученых» . Я победил в номинации «Молодой учитель». Потом Фонд «Династия» в Клязьме собирал своих номинантов и организовывал для них разнообразные лекции, творческие занятия. Там я встретился с Галиной Яковлевной Куклиной, руководителем университетского STEM-центра. Мы и раньше были знакомы, когда в МНСК помогали организовывать конференции для учителей. А теперь была возможность поговорить.

В 2016 году открылась лаборатория «Инжевика», и я в Летнюю школу предложил свой проект с хомяками и поучаствовал в ней в качестве преподавателя. А потом начались более интересные вещи. «Инжевике» как STEM-центру, созданному при поддержке компании Intel, нужно было показывать свою деятельность. Мы принимали участие в конкурсах компании Intel, в результате получили много оборудования. Но этого все равно было недостаточно для работы с детьми. Примерно тогда у меня и началась активная работа в «Инжевике». Нужно было делать Турнир юных инженеров-исследователей, Летнюю школу. Коллектив «Инжевики» — это частично коллектив областного центра творчества детей и юношества «Диоген», который разделился на несколько коллективов. И в 2015 — 2016 гг. я там появился сначала на правах волонтера, а в 2017 году образовалась лаборатория «Инжевика» как STEM-подразделение университета, и я стал ее заведующим.

В чем особенность того, что вы делаете в «Инжевике»?

Всегда были СЮН и КЮТ, они не закрывались, но наше направление в том, чтобы организовывать деятельность вокруг нейротехнологий с практическим приложением. Там дети занимаются научно-техническим творчеством и получают инженерные знания, у нас больше знания на стыке по программированию, физиологии человека. Научные организации и бизнес формируют запрос на специалистов и мы работаем со школьниками в этом ключе.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Текст: Дарья Колякина

Фото: Александр Наливкин

,