Социологи НГУ выяснили, почему общество зависимо от тренингов саморазвития

Доцент кафедры общей социологии ЭФ НГУ Ирина Чудова (ЭФ-2004) и магистрант 1 курса Анастасия Маракасова (ЭФ-2016) изучили популярные практики «личностного развития» в контексте тенденций постсовременного общества, и выяснили, по каким причинам люди потребляют один из важнейших нематериальных продуктов последнего десятилетия.

%d1%87%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b8-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b0

Анастасия Маракасова и Ирина Чудова

В докладе, представленном на Всероссийском социологическом конгрессе в Екатеринбурге, социологи рассмотрели феномен востребованности практик «личностного развития», основываясь на собственных исследованиях и опираясь на положения теоретиков постсовременности Э. Тоффера, З. Баумана и Э.Гидденса.

Объектом исследования выбраны организации, осуществляющие бизнес- и психологические тренинги, студии йоги и восточных практик, центры русской традиции, а также другие группы саморазвития города Новосибирска. Полевой этап исследования включал интервью мастеров йоги и медитации, тренеров и преподавателей тренингов и занятий по саморазвитию.

Вопрос исследовательский был связан с тем, чтобы понять, похожи ли эти практики в своем послании, какие идейные посылы они дают, а также что движет людьми, отдающими деньги за практики, и что могут сказать по этому поводу заинтересованные в рыночном смысле эксперты. Также нас интересовало, насколько это встроено в современность, насколько каждая из практик связана с тем, что происходит в нашем информационно пресыщенном обществе, — рассказывает Анастасия Маракасова.

В ходе исследования ученые выявили, что все включенные в рассмотрение практики объединяет посыл развития личности в широком смысле этого слова, подразумевающем гармонизацию мировоззрения человека и обретение целостной идентичности. При этом, как отмечают социологи НГУ, невзирая на неодинаковые акценты в практиках (способы «развития личности»), можно говорить об относительности этих различий, поскольку экспертные системы заимствуют знания, техники и символический антураж друг у друга и сами практики нередко переплетены между собой.

На мой взгляд, интересный момент заключается в том, что все оказываются в ситуации рынка, сами того не желая: просто есть конкуренты, которые в любой момент могут перетянуть клиентов к себе. Общей чертой многих практик «развития личности» становится внимание к телесности. Практически все практики восточного направления и практики «русской традиции» предполагают задействование тела как одну из основных составляющих. Вариации практик «развития личности» интересно увидеть в ракурсе их встроенности в тренды постсовременности, — рассказывает Ирина Чудова.

В ходе интервью с экспертами социологи выделили несколько видов реакции мастеров и ведущих практик на конкурентов, в связи с чем разделили исследуемые практики по типам подачи на закрытые, открытые и частично открытые на основе критического или некритического отношения к конкурентам.

Так, встречались достаточно некритичные по отношению к другим направлениям «развития личности» позиции, когда интервьюируемые отмечали, что несущие в основе своей общий посыл практики не могут противоречить друг другу и заниматься можно всеми видами духовного и эмоционального совершенствования одновременно. В то же время социологи заметили, что часть экспертов проявляли частичное или полное неприятие деятельности конкурентов.

Там (на другом бизнес тренинге) учат обманывать людей. Как только ты видишь масштабы, ты понимаешь, кто эти люди, в чем их вклад в историю человечества, чем они заняты. Это мошенники. В Америке они уже давно сели бы, — цитирует слова тренера одной из новосибирских бизнес-школ социолог.

Примечательно, что зачатую мастера сами совмещают разные роды деятельности в рамках курсов самосовершенствования и, по мнению социологов, критикуя или поддерживая своих конкурентов, являются достаточно осведомленными в области их деятельности. Можно предположить, что для представителей экспертных систем практика, которой они занимаются, становится полем их собственной идентичности.

Мы можем с определенной долей уверенности судить о том, что разные практики востребованы в примерно равной степени. Часто представители бизнес-класса ходят на йогу, так как знают, что в бизнесе надо правильно управлять своим мышлением, использовать техники осознанности. И им нужно это как определенный навык в бизнесе. И некоторые преподаватели йоги говорят, что это повышает эффективность. Мы заметили одну интересную деталь: почти все интервьюируемые эксперты начитаны, они делают все концептуально, конструируют свою маленькую вселенную. Они сами дети информационного общества, которые владеют очень разной информацией, ссылаются на социологическую теорию, исторические и религиозные тексты. Один из законов футуристической концепции гласит, что люди начали потреблять стили жизни также, как они раньше потребляли товары, — поясняет Анастасия Маракасова.

По словам ученых, мотивы людей, прибегающих к помощи практик, имеют общее сходство: они пытаются структурировать свою жизнь, им нужна определенная схема поведения, набор установок, которым надо следовать. Это, по мнению социологов, происходит по причине переизбытка информации в современном обществе.

В ходе исследования был выявлен также спектр мотивов, «типичных» для индивидуализированного общества. В частности, к таким мотивам можно отнести развитие профессиональных качеств, повышающих эффективность и приносящих больший доход.

Немаловажным мотивом для посетителей различных тренингов, по словам исследователей, является следование моде, а искушенного потребителя как характерного персонажа постсовременности влечет стремление к переживанию экзотического опыта, в данном случае таким опытом становится «примерка» концепций и взглядов.

Многие эксперты отмечают, что сейчас такое время, когда практически каждый старается искать свою идентичность, — рассказывает Ирина Чудова, — однако здесь есть опасность того, что это не очень долговечно, то есть для большинства людей, прибегающих к практикам саморазвития, поиски будут продолжаться дальше. Может тут вообще смысл в поиске? Мотивы, связанные с гармоничным развитием, экзистенциальные поиски неизбежно переплетены со склонностями и движениями общества потребления, то есть выбор агента, осуществляемый «на рынке духовных услуг», с большой вероятностью недолговечен, — подводят итог социологи.

Источник: http://novosibirsk.monavista.ru/news/2313448/