Главная Новости Новости по архивным проектам Именные стипендии Стипендиальная программа Союза НГУ: нужно дать студентам возможность творить

Стипендиальная программа Союза НГУ: нужно дать студентам возможность творить

Одним из важных направлений проектной деятельности Союза являются программы поддержки для студентов НГУ. В начале 2015 года выпускники физического факультета учредили стипендию для студента, занимающегося экспериментальной физикой под руководством Александра Степановича Золкина. В октябре 2015 года Анна Семерикова с ФФ получила первую «прибавку» к стипендии.

Как возникла идея стипендии? Почему право её присуждения досталась именно Александру Степановичу? И что же такое этот «подвальчик» в главном корпусе под лестницей? Обо всём этом и не только вы можете узнать, прочитав интервью с теми, кто имеет самое непосредственное отношение к стипендии.

орловИлья Олегович Орлов – директор программ и проектов Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ», куратор стипендиальных проектов Союза, выпускник ФМШ-99, ФФ-2003 и ЭФ-2015:

– Я был одним из инициаторов создания студенческой стипендии, присуждаемой А. С. Золкиным. Когда я учился в НГУ, университету было совсем плохо в финансовом плане, и выпускники (в основном те, кто переехал в Америку) периодически скидывались и отправляли в НГУ деньги на помощь физфаку. Эти средства тратились не только на переоборудование лабораторий, но и на именные стипендии, в том числе тем, кто занимался в «Лаборатории экспериментальной физики» у Александра Степановича. В то время и я делал свои первые научные проекты в «подвальчике», и уже тогда мне понравилась идея присуждать студентам именные стипендии.

– Почему вы решили именно Александру Степановичу подарить такую стипендию?

– Многие мои бывшие однокурсники считают, что именно Александр Степанович ввёл нас в науку и показал, что такое экспериментальная физика, и мы ему за это искренне благодарны. Выпускники, которые прошли через его «подвальчик», решили помочь родному факультету, родной лаборатории. И, когда мы думали, что подарить на юбилей, возникла такая идея. Александр Степанович был очень рад, что его не забывают выпускники физфака. Он был очень доволен и сразу поддержал эту инициативу.

– Стипендия долгосрочная?

– Сейчас собраны деньги примерно на год. Не факт, что стипендия будет присуждаться одному и тому же человеку. Скорее всего, раз в семестр Александр Степанович будет выбирать нового стипендиата. Скоро запустим новую волну сбора средств, ведь сумма-то не такая большая. Есть много выпускников, которые работают за рубежом, и сумма вполне подъёмная даже для некоторых из них лично. На эту стипендию деньги дали 12 человек. Я думаю, что не будет проблем со сбором дальше, и мы надеемся её сделать постоянным.

– Почему «Стипендия для студентов младших курсов физического факультета за успехи в экспериментальной физике» важна для студентов?

– Во-первых, поддержка студентов – это всегда актуально. Во-вторых – это оценка достижений студента, как знак признания и от Александра Степановича Золкина лично, и от сообщества выпускников в целом. Я думаю, это будет хорошим пунктом в студенческом портфолио. И я надеюсь, это будет восприниматься как что-то по-настоящему ценное.

ЗолкинАлександр Степанович Золкин – заведующий лабораторией экспериментальной физики НГУ, кандидат физико-математических наук, доцент, выпускник ФФ-69.

– Как возникла идея стипендии вашего имени?

– Это был подарок в основном не для меня лично, а для всей лаборатории. Мне ничего не говорили, просто пришли, как Дед Мороз под Новый год, и говорят: «Александр Степанович, мы решили сделать такую премию, и вы имеете право выбрать, кому её дать».

Я каждый день повторяю, что если будет у нашего студента успех, будет он и у лаборатории, и у университета. И поэтому, когда мои выпускники пришли и вручили мне сертификат, я был доволен, ведь они сами прошли здесь практику и, стало быть, считают, что это очень важно. А что важно? Дать возможность студентам развивать способности творить, предлагать новые идеи, решения, звать за собой, становиться лидерами. Вот это самое главное, моя мечта, которая здесь всегда у нас жила и живёт.

– Как вы выбирали стипендиата?

– Мне дали время подумать, я взвесил всё на весах справедливости так, чтобы не было никаких личных обид. Я думал о качествах студента, который пришёл в университет с желанием выполнить и реализовать свою мечту. Я часто студента спрашиваю, есть ли у него мечта. Я думаю, в университет должны приходить люди с мечтой. Когда у нас есть такие студенты, которые знают, зачем они пришли, это и есть нормальная работа университета. Ненормальная – когда студент не знает, зачем он пришёл. У Анны [Семериковой] есть мечта, она её реализует. Ей что нравится? Исследовать природу. Она проявила себя активнее, сильнее всех в научной работе. Когда вы посмотрите, как люди бегают на дистанцию, то увидите, что лидеры серьёзно вырываются вперед. Анна занимается со мной не первый семестр, и она понимает, зачем пришла в университет. Она выделяется за стремление не на словах, а на деле, она дисциплинирована, делает то,  что намечено. Когда мы обсуждаем нашу задачу, она выступает на равных. Нас ещё Будкер учил на первом курсе, что перед задачей все равны, нет авторитетов. Есть только знание, понимание и умение. Когда мы с ней обсуждаем что-то, она приводит аргументы «за» и «против», у неё очень хорошая логика. Она имеет опыт участия в олимпиадах, выступлений.

– Расскажите про ваш «подвальчик», за что его так любят и ценят студенты?

– Зимой здесь тепло, а летом прохладно. Где-то в 1983 году я пришёл сюда, когда построили лабораторный корпус, и освободилось это помещение. А студенты-физики всегда проявляли интерес что-нибудь поделать «руками», но у них не было места для реализации своих идей. И они занимались «подпольно»: одни начинали что-то программировать, другие паять, и начали стаскивать осциллографы домой. Конечно, возник вопрос техники безопасности. Например, идёт комендант по общежитию, а из комнаты пахнет горелым. Что происходит? А это физики схему какую-нибудь собирают.

В этом помещении было тёмное книгохранилище, и когда оно освободилось, мы решили сделать тут лабораторию «физического эксперимента» для студентов первого курса, которые не успевают на парах или хотят ускорить своё обучение. Они приходят сюда компаниями, радуются, веселятся и занимаются любимым делом, мы для этого создали все условия.

– Что для вас главное?

– Главное – направлять молодых, чтобы творчество развивалось. А когда творчество есть? Когда мозг чешется, мол что-то хочу сделать. Студент пришёл на 1-й курс, и ему хочется реализовать свою мечту. Понятно, что на фоне скучной для него лекции, ему хочется чего-то собрать. И он сюда приходит и делает здесь это. А тут ещё преподаватели помогают. Как поддержать вот этот росток желания узнать? Он же в каждом есть. Если человек здоров, в нём есть элемент творчества обязательно. Это закон выживания. Чтобы выживать, нужно всегда проявлять творчество. А выживание зависит от обстоятельств. Студенту нужно найти решение, выйти из этой сложной ситуации, которая реально преследует человека каждый день. И нужно проявить творчество, чтобы найти с минимальной энергией выйти из этого трудного положения. Надо ребят учить, задавать им вопросы, ставить задачи, пояснить самые главные аспекты и моменты, чтобы они поняли, куда лошадь впрягается, а дальше они сами повезут нас к хорошим технологиям. Если учить только «Сказали – выполни» – это что за солдафонство в науке, в технологиях? Такого нет нигде! Мы отстаем!

– Кто вы для студентов?

– Я скорее пастор, и это моя паства. Всякий нормальный организм заботится о своих детях, а это – наши дети. Мы сделаем всё для них, чтобы только они хорошо учились, могли реализовать свои возможности. В нашем университете таких возможностей колоссальное количество. Главное – чтобы была мечта, а иначе зачем вы сюда пришли? Надо, чтобы у них был успех, а будет у них, будет и у нас, у университета, у России. Иначе зачем мы тут сидим, что мы тут делаем все вообще?

Меня однажды журналисты спросили: «А что для вас студенты?» Я ответил так: «Это необработанные алмазы, а здесь их шлифуют».

АннаАнна Ивановна Семерикова, студентка 3 курса ФФ НГУ, стипендиат Союза НГУ 2015 года.

– Расскажи, как ты узнала о стипендии?

– Александр Степанович сказал, что мне нужно дать свои данные, я сначала даже не поняла, зачем. Потом только стала задавать вопросы, что это вообще такое. Он сказал, что я достойна этой стипендии, потому что выступила на МНСК, подала тезисы на ВНКСФ. Меня порадовало, что Александр Степанович выбрал именно меня, ведь это оценка моей деятельности. Я очень люблю «подвальчик», думаю, что научилась многому.

– Чем тебе нравится «подвальчик»?

– Это место, которое мне очень сильно помогает. В «подвальчик» можно прийти, включаться в исследования, помогать, делать всё возможное, что от тебя зависит. Для этого нужны знания, теория, а это мотивирует и помогает учиться очень сильно. Там тёплая атмосфера, хороший коллектив, Александр Степанович готов всё по три раза объяснять, а этого тоже не хватает на парах. Там можно разобраться с проблемой, насколько это возможно, ты чувствуешь, что не безразличен людям, и люди тебе тоже. Тебе хочется помочь, сделать максимум возможного, проводить свои исследования, узнавать много нового. Открывается какое-то творческое начало. Говорят, что университет учит думать, вот именно там это и происходит.

Когда я встречалась с [исполнительным директором Союза НГУ] Сергеем Ти, он сказал, что Александра Степановича нужно беречь, и я с ним согласна. Рада, что есть такая стипендия, это хорошая мотивация для студента.

– Кто для тебя Александр Степанович?

– Я даже не знаю, как можно так много работать и так много делать… Он нам как папа. Очень много времени и сил уделяет, если нам что-то надо, то приходит на выходных, работает с нами, не щадя себя, мы можем и до 9 вечера сидеть. А это же тоже человек, у которого своя семья, жизнь, не убегает от нас. Он очень много вкладывает в нас своих сил, эмоций. И я очень ему благодарна.

 

Текст: Анастасия Сваровская

Фотографии: Елизавета Дремова, Юлия Алтухова, личный архив Анны Семериковой.