Продолжаем знакомить вас с успешными выпускниками нашего любимого университета. Недавно мы встретились с замечательным учёным и преподавателем – Натальей Юрьевной Бартош. Наталья Юрьевна окончила Гуманитарный факультет в 1992 г. В настоящее время она ведёт активную преподавательскую деятельность, проводит открытые лекции и другие культурно-просветительские мероприятия в университете. Об особом статусе гуманитария в университете, уникальности выпускников НГУ, а также о больших событиях, которые организует Наталья Юрьевна, наш новый материал.
Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой истории культуры Гуманитарного факультета НГУ, действительный член Всероссийской ассоциации преподавателей английской литературы и Международной ассоциации англистов. Участник Дантовских чтений в Равенне. Организатор фестиваля «Перекрестки искусств» (2013 г.), одна из учредителей Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ».
– Наталья Юрьевна, какое значение имеют гуманитарии в жизни нашего университета?
– С одной стороны, гуманитарий в НГУ чувствует себя существом низшего порядка рядом с такой интеллектуальной элитой, как физики и математики. У гуманитария чаще всего нет статей в базе Scopus (гуманитарных журналов в этой базе ничтожно мало), его не цитируют на всех углах (как-то не принято это у гуманитариев) и надежда попасть в Nature прочно сведена к нулю. С другой стороны, гуманитарий обладает уникальными знаниями по истории, культуре и литературе. Конечно, любой человек может узнать из интернета, когда была Грюнвальдская битва (1410 г.), это несложно, но сумеет ли разобраться во всех тонкостях и хитросплетениях её первопричин и последствий, увидит ли за фактами «механизм» истории, поймет движение всех его «шестерёнок»? Настоящий гуманитарий умеет строить из событией и фактов ментальные конструкции, за одним событием видеть его аналогии-отражения, «суть вещей». Он знает путь в уникальный мир красоты и духа и может поделиться им с физиками и математиками.
В целом, умному и тонкому человеку, независимо от его образования, знания в области культуры оказываются необходимыми.
Многие наши студенты-негуманитарии стремятся узнать как можно больше о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля или Сальвадора Дали, их интересует музыка и литература не меньше, чем филологов, но они воспринимают мир искусства на интуитивном уровне (нравится – не нравится), а, как я уже сказала, настоящий гуманитарий видит систему, целостную модель и пытается открыть другим её красоту. Поэтому гуманитарий зачастую чувствует себя ведущим, а не ведомым. А поскольку гуманитариев в НГУ ещё и мало, особенно в те дни, когда я училась, то мы всегда ощущали свою уникальность.
– Ну, с историей и литературой понятно. Но, как Вы считаете, нужны ли студентам негуманитарных специальностей знания по музыке или искусству? Может быть, им следует углубиться в изучение своего предмета?
– У меня есть замечательный пример с преподаванием истории музыки на ММФ. Много лет этот курс читался на мехмате, но в какой-то момент математики решили его сократить, оставить более профессионально-ориентированные дисциплины. Мне стоило немалых усилий убедить декана ММФ вернуть музыку. Сначала я уговорила его поставить курс как альтернативный, с тем что преподаватель, блестящая пианистка, Мария Александровна Тимофеева, будет читать лекции без зарплаты.
Никогда не забуду, как 100 математиков сидели на лекциях по истории музыки!
У них, изголодавшихся по прекрасному, глаза сияли! После завершения семестра я попросила преподавателя собрать отзывы студентов о курсе. Почти все были восторженные, некоторые очень восторженные, но меня поразил отзыв одной девушки, в котором было сказано: «Кроме семи математик, в моём университете для меня есть моя музыка». После этого я окончательно поняла, что мы тут не зря работаем! Да, и декан, человек умный и глубокий, вернул курс в учебный план.
Кстати, недавно узнала о продолжении истории. В этом году проводили ремонт в аудитории 119а, где стоит пианино. В результате оказалось, что инструмент восстановлению не подлежит, а занятия с математиками будут проводиться в Музыкальном салоне НГУ, а в нём всего 50 мест. Мария Александровна решила отобрать достойнейших, тех, кто действительно любит музыку, а не «отбывает» занятие. Как она мне рассказывала, на первой половине пары она провела «испытание Бахом», отобрала 50 студентов, договорилась, что пойдёт с ними в Музыкальный салон, а когда дисциплинированная группа подошла туда, то обнаружили, что самые предприимчивые любители музыки прибежали раньше и уже заняли все места! 100 математиков, желающих слушать «живую» музыку каждую неделю!
Мария Александровна Тимофеева, преподаватель кафедры истории культуры ГФ НГУ, руководитель Клуба любителей классической музыки НГУ, за роялем в Музыкальном салоне НГУ
– Я слышала, что кроме учебных курсов Ваша кафедра ведёт активную просветительскую работу. Это так?
– Конечно, почти каждый месяц у нас какое-нибудь событие: открытые лекции, концерты, круглые столы. Мы напоминаем, что существует особый мир культуры, когда организуем различные просветительские мероприятия. Мы проводили замечательный фестиваль «Перекрёстки искусств», приглашали в НГУ лучшие музыкальные коллективы и исполнителей города: пианиста Дмитрий Карпов, Новосибирский духовой квинтет, ансамбль «Сибирский брасс», премьеров Новосибирского оперного театра Ирину Новикову и Андрея Триллера. Кстати, на фестивале с лекцией выступил даже министр культуры Новосибирской области Василий Кузин.
Министр культуры НСО В.И. Кузин в НГУ
После концерта камерного ансамбля «Блестящие смычки» под руководством Марины Кузиной многие студенты выходили в полном восторге. Представляете, многие из них впервые услышали скрипку вживую… Не зря старались! Когда проходят большие культурные события или даты, наша кафедра старается их не пропустить. Так и возникают такие интересные циклы, как Дни Шекспира в НГУ или Лермонтовские дни в НГУ.
М. Ю. Мищенко, И. Новикова, А. Триллер (НГАТОиБ) после концерта в Музыкальном салоне НГУ
– Я знаю, что кафедра проводит ещё и выставки. Расскажите о них?
– Всё начиналось с копии-реконструкции знаменитого алтаря «Маэста», созданного итальянским художником Дуччо ди Буонинсенья в XIV в. для собора Дуомо ди Сиена. Алтарь был выставлен Художественном музее, а потом немало усилий стоило установить его в Доме учёных, да так, чтобы студенты могли увидеть его бесплатно. Поверьте, это было непросто! Весь проект расползался – всё не складывалось: итальянцы тянули с доставкой, установку в ДУ провести было очень сложно и прочее. Тут надо отдать должное бывшему проректору НГУ Наталье Владимировне Дулеповой. Удивительный человек! Её мудрости, обаяния и авторитета хватило на всех: от директора Дома ученых до начальника ремонтных мастерских НГУ Юрия Ивановича Кохана. Несмотря на то что это была копия, на выставку пришло очень много людей. Это был настоящий праздник!
Открытая лекция Н. Ю. Бартош у «Маэсты»
Да и потом приходили школьники, студенты, я ещё целый месяц читала лекции об итальянском искусстве рядом с «Маэстой». Думаю, когда откроется новый корпус НГУ, мы сможем проводить достойные выставки в университете, которые будут ничуть не хуже, чем в Доме учёных. В своё время Галина Леонидовна Лаевская, когда она была директором Картинной галереи Дома учёных, привозила картины из Русского музея и Эрмитажа. Я застала эти выставки, они были уникальные. Сейчас, к сожалению, очень много вопросов упирается в финансы. Без приличной страховой суммы ни один музей не имеет права отправлять коллекции на временную экспозицию. Но, думаю, деньги – это вопрос решаемый, и у нас всё впереди.
– Я знаю, что в НГУ есть замечательный концертный рояль – подарок выпускников. Расскажите, пожалуйста, как он появился?
– Это еще одна замечательная история, доказывающая, что выпускники НГУ – люди особого сорта, есть в них (или лучших из них) какая-то высота духа. Как я уже говорила, пианино в аудитории 119а старенькое, а сейчас и вовсе в негодность пришло. Новый рояль стоит очень дорого, даже китайский – 3-4 миллиона рублей, а нам предложили концертную «Эстонию» в отличном состоянии за 600 тыс. руб., но это частное лицо, поэтому университет не мог у него купить рояль. Полтора года назад, на первом Конгрессе выпускников, я обратилась с просьбой помочь нам найти деньги. Думала, что откликнется какой-нибудь миллионер, а отозвался ученый (согласитесь, это закономерно!) – Сергей Константинович Турицын, директор института фотоники в Астоне (Великобритания).
Он предложил мне помочь собрать нужную сумму. Действительно, собрал! На его призыв откликнулось довольно много выпускников: из Академгородка, из Москвы, из Америки. Кстати, первым его поддержал наш ректор. Сергей Нагайцев организовал диаспору НГУшников в США. Как говорят, собирали всем миром, каждый внёс, сколько мог. Львиная доля пришлась на Сергея Константиновича. К сожалению, инициатива наказуема. Мне жаль, что не могу сейчас назвать все фамилии, слишком много людей, некоторые и вовсе предпочли остаться анонимными.
Тут я впервые почувствовала настоящее братство, такое единство умных, талантливых людей, которые любят университет, принадлежать к которым большая честь для меня.
– Ну и как рояль? Оправдал себя?
– Конечно! Под появление рояля нам выделили довольно просторное помещение, помогли его оборудовать – теперь это Музыкальный салон НГУ. Именно там слушают спецкурс по музыке математики, там проходят музыкальные и поэтические вечера, туда тянутся все, кто любит и ценит музыку, дорожит красивым звуком и ценит живое общение. Сейчас на репетиции в салон записаны больше 80 студентов в неделю. В салоне проходят репетиции и концерты Клуба любителей классической музыки НГУ. Им руководит Мария Александровна Тимофеева. Но про Клуб чуть позже.
Знаете, появление рояля удивительным образом преобразило культурно-музыкальную жизнь НГУ. Словно крылья выросли. У нас появилась возможность приглашать знаменитостей. Причем не только солистов Новосибирской филармонии, но и звёзд мирового масштаба. Так, прошлой весной у нас был Вадим Репин, фигура первой величины в музыкальном мире, один из лучших скрипачей, организатор Транссибирского Арт-фестиваля. Удивительно, Вадим очень занятой человек, время его, особенно в период фестиваля, расписано по секундам, но он сразу и с удовольствием откликнулся на моё приглашение приехать в НГУ. Вадим замечательно провел время с нашими студентами в Музыкальном салоне: общался, музицировал, вдохновлял их. Все были в восторге! Мы договорились, что в этом году, когда Репин приедет на Транссибирский Арт-фестиваль, он проведет мастер-класс – репетицию с нашими студентами, участниками Клуба любителей классической музыки НГУ.
Вадим Репин на творческой встрече со студентами в Музыкальном салоне НГУ
Вместе с Репиным к нам приезжала известная американская журналистка Майя Прицкер. Она освещает все русскоязычные культурные события, проходящие в Америке. Это журналист первой величины, занимающийся современной культурой. Ребята слушали ее фантастические рассказы о «русской культурной Америке» буквально затаив дыхание. С мини-спектаклями к нам приезжали студенты Новосибирского театрального института. Это тоже благодаря тому, что у нас есть рояль и есть Музыкальный салон, где он «живёт».
Майя Прицкер и Н. Ю. Бартош в Музыкальном салоне НГУ
– Наталья Юрьевна, какие студенты приходят в Клуб любителей классической музыки?
– Совершенно разные! Большинство – это те, кто учился в музыкальной школе, но, поступив в НГУ, оказался оторван от любимого инструмента, однако хочет продолжать занятия музыкой. Есть люди, которые закончили консерваторию, а сейчас получают второе высшее образование в НГУ. Они приходят к нам, чтобы отдохнуть душой. Есть люди, которые вообще не умеют играть. У меня был чудесный студент, физик-теоретик, человек с уникальной головой. Так он научился играть на фортепиано с нуля. И не просто научился, а сам стал писать музыку! Вот что значит физик – светлая голова! Этот замечательный парень ходил вместе со своими друзьями-физиками на все курсы по истории культуры: как обязательные, так и факультативные. Мы встречались с ними, обсуждали разные города, страны, произведения искусства. Например, мы брали искусство Равенны, Рима или Флоренции, придумывали маршруты будущих путешествий. Пока виртуальные, а в ближайшем будущем и реальные. Я верю, что для тех, кто мечтает и действует, всё возможно!
Струнный квартет: Андрей Рабусов, ФФ, Иван Чайка, ГГФ, Руслан Ямалетдинов, ФЕН, Игорь Дульцев, ММФ
– Как Вы считаете, отличается ли студент и выпускник НГУ от студентов и выпускников других университетов?
– На мой взгляд, конечно, отличается. Михаил Алексеевич Лаврентьев выбрал совершенно уникальное место: микроклимат, Академгородок, лес, в котором он находится, университет, окруженный институтами, – всё это создаёт особую среду – утопический наукоград, о котором мечтали Стругацкие, придумывали его в своих фантастических произведениях, а он существует в реальности.
Человек из Академгородка, из НГУ отличается от остальных. Я чувствую свою «инаковость», когда оказываюсь в другой среде, в другом мире. Когда я окончила университет, обстоятельства вынудили меня вернуться домой, в Барнаул. Проработав в Барнаульском педагогическом университете несколько лет, я поняла, что мне просто необходимо вернуться в Городок. Барнаул – замечательный город, но я вспоминала Академгородок, университет, я чувствовала, что задыхаюсь, что без Городка мне просто не хватает воздуха.
Тот воздух, которым мы дышим здесь, – это воздух особый, воздух какой-то духовной свободы. В нас течёт другая кровь.
Знаете, у меня такое чувство, что во время учебы нам просто меняют кровь. Шутка, конечно, но не без доли истины… на этом и строится НГУшное братство. Мы ощущаем себя иными. У нас этот знак НГУ как клеймо (почетное), мы его чувствуем.
– А что значит быть «иным»? Что значит «ощущать себя частью НГУ»?
– Думаю, что, прежде всего, это ощущение внутреннего достоинства и свободы, ощущение значимости науки и личной значимости самого учёного, преподавателя. Когда я говорила об этом в Барнауле, надо мной подсмеивались. В каждом вузе свои традиции… Здесь – это абсолютно реально. Нас воспитывали замечательные Учителя: Кирилл Алексеевич Тимофеев, Нина Александровна Лукьянова. Но так получилось, что для меня это прежде всего Леонид Григорьевич Панин, я знаю его с первого курса. Он всегда называл нас по имени-отчеству. Это чтобы мы были с ним на равных. Это он привил мне чувство уважения к студенту (впрочем, мне трудно назвать преподавателя, который бы не уважал своих студентов), потому что, если я не уважаю студента, я не уважаю саму себя. Для меня очень важно взаимное уважение и достоинство. Чем мы ещё отличаемся? Наверное, это не выразишь словами. То, что на уровне вербальном не произносимо.
Моя подруга однажды сказала: «Удивительно, у выпускников университета нет никакого снобизма». На что я ответила: «Самая большая степень снобизма – это не показать, что ты сноб».
Это действительно так (смеётся). Умение мыслить, творить, рассуждать, быть внутреннее свободными и уважать себя – вот главные черты выпускника нашего университета.
Автор: Елизавета Дрёмова