Главная Новости Атмосфера Интервью с преподавателями НГУ! 1/4

Интервью с преподавателями НГУ! 1/4

Кулик Наталья Артемовна

В этом году студенты журфака нашего университета провели интервью у четырех преподавателей НГУ.

Сегодня мы публикуем интервью с Кулик Натальей Артемовной! Она выдающийся преподаватель геолого-геофизического факультета НГУ.  Долгое время преподавала минералогию и онтогению и прививала старшим поколениям кристалловцев любовь к минералогии и геологии. 

Благодарим за сегодняшнее интервью Владиславу Булавину.

 

Страж традиций и вдохновитель молодёжи: преподаватель НГУ Наталья Кулик

Среди будней университетской жизни встречаются люди, которые сохраняют традиции преподавания и делятся мудростью с молодым поколением. Одной из таких личностей является Наталья Артемовна Кулик, доцент кафедры минералогии геолого-геофизического факультета НГУ. Она родилась в 1933 году и посвятила свою жизнь науке, воспитанию нового поколения геологов. Несмотря на возраст, продолжает делиться знаниями, опытом и невероятной любовью к своему делу.

Раз, и на всю жизнь.

Любовь с первого взгляда. Именно так можно описать случайную «встречу» Натальи Артемовны Кулик с геологией и минералогией. И вот на протяжении 80 лет они неразлучны.

«Я родилась в Мичуринске. В начале войны, 1941 году, нас эвакуировали в Самарканд. После того, как Украина была освобождена, мы с мамой и моей двоюродной сестрой возвращались домой. По пути остановились в Киеве, где жила моя тётка-геолог, чтобы сделать пересадку.

Город лежал в руинах. На месте домов, где ещё недавно кипела жизнь, были груды битого кирпича, железа и обгоревших досок. Всё вокруг казалось холодным, пустым, каким-то беззвучным, как будто Киев перестал дышать. Но.. Любопытство маленькой Натальи пересилило страх:

«Пока мама стояла в очереди, мы с сестрой отправились гулять по развалинам. Я рассматривала уцелевшие стены, в которых зияли пустые окна. В какой-то момент прямо за нами обрушился лестничный пролёт. Мы едва выбрались, спустившись по оставшимся железным конструкциям. За это я, конечно, получила наказание».

Мама Натальи Артемовны отвела дочек на квартиру, где жила их тётка, заперла в разных комнатах, чтобы они никуда не сбежали. В «детской», где осталась наша героиня, из мебели был только стеллаж. На нём лежали две книги:

— Одна на украинском — «Путешественники», с ней я справилась быстро. Смотрю на вторую. Открываю, а она на русском. Обручев. «Общая геология». Я настолько погрузилась в книгу, что этого мне хватило, чтобы определить свою судьбу на всю оставшуюся жизнь.

Путь в НГУ

— Когда вы стали преподавателем НГУ?

— Я училась в Ленинграде на факультете минералогии. Там меня готовили к тому, чтобы я осталась у них. Но в один момент приехал геолог Томского университета, Феликс Николаевич, друг нашего заведующего кафедрой. Он сообщил, что в Сибири тоже открывается институт, и им нужен минералог. Так, в 1958 году, я оказалась здесь, в Новосибирском государственном университете.

— Какие предметы вы преподавали в НГУ?

— Я преподавала минералогию в разных её аспектах, поскольку, как и любая другая наука, она делится на разделы. Сначала я занималась общей минералогией, знакомя студентов с основами: что такое минерал, как он образуется. Чтобы понять это, нужно хорошо знать химию, ведь минералы — это химические соединения, и они существуют только в определённых ассоциациях.

Больше всего, конечно, любила проводить практические занятия, потому что, имея дело с образцами, можно не только всё рассмотреть наглядно, но и ощутить красоту минералогии. На такие пары всегда ходила с энтузиазмом и наглядными пособиями. Из Ленинграда в Новосибирск меня отправили с огромным ящиком образцов, на которых можно было учить студентов. Потом коллекция начала постепенно пополняться и сейчас считается одной из лучших.

— Сомневались ли вы когда-то в выборе профессии?

— Никогда. Сейчас именно профессия поддерживает меня и придаёт жизни смысл. Она помогает сохранять внутреннюю стабильность. А работа в университете позволяет видеть постоянство и красоту, заложенные природой. Ведь они остаются неизменными, несмотря на любые обстоятельства. Благодаря этому я избегаю эмоциональных перепадов, которые часто испытывают мои коллеги. Даже сейчас, приходя в институт, я полностью погружаюсь в процесс, нахожу в любимом деле опору и вдохновение, а весь негатив проходит мимо меня.

—Что бы вы делали без любимых «запоминалочек»?

У каждого преподавателя свой подход к обучению. Наталья Артемовна стала известна своими «запоминалочками» — короткими стихами, которые помогали студентам легко усваивать сложные темы. Сами студенты до сих пор с теплотой вспоминают её творчество, отмечая, что благодаря этим стихам минералогия становилась живой и интересной наукой.

Многие «запоминалочки» Натальи Артемовны были собраны в книгу под названием «Поэтическая минералогия», которая издана в Томске. Такой творческий подход к обучению показывает, что преподавание — это не только передача знаний, но и искусство, которое может быть столь же вдохновляющим, как и сама наука.

Преподаватель, в первую очередь, человек

— Какие качества можно считать самыми важными для преподавателя?

— Прежде всего, это искренняя заинтересованность в освоении студентами твоего предмета. Преподаватель должен стараться донести материал так, чтобы он не только запомнился, но и был глубоко понят ребятами, сидящими в аудитории. Ведь всегда наступает момент, когда выпускников спрашивают: «Кто тебя учил?». И преподаватель несёт ответственность за то, чтобы этот вопрос звучал с уважением, а студенты гордо называли твоё имя.

 Также преподаватель должен быть «другом» по отношению к студентам, искренне интересоваться их жизнью, проблемами и трудностями в учёбе. Эти качества играют огромную роль в отношениях между двумя сторонами.

— Какой преподаватель, по вашему мнению, считается профессионалом?

— Такой, который позволит студенту почувствовать поддержку и уважение от преподавателя. Мы должны создать атмосферу доверия и взаимопонимания. Например, я старалась научить своих студентов тому, чтобы они подкрепляли каждое своё утверждение фактами. Потому что придумать я могу всё, что угодно, фантазии бывают очень разные, а ты, пожалуйста, приведи доказательства, которые подтверждают это. В геологии, где существует множество спорных моментов, особенно важно обосновывать свой ответ, чтобы избежать ошибки и предположений.

Цель — научить студентов честности и порядочности. В профессии геолога, как и в любой другой, важна неподдельная искренность, умение говорить правду и не искажать факты ради личных интересов. Идеальный преподаватель — это не только профессионал своего дела, но и человек с высокими моральными установками, который искренне заботится о будущем своих студентов и стремится передать им не только знания, но и жизненные принципы.

Образец «старой школы»

Наталья Артемовна вспоминает своих преподавателей в Ленинградском институте геологии с глубоким уважением и теплотой. Среди них — Владимир Фёдорович Барабанов, который потерял руку и ногу на фронте, но вернулся в профессию и стал примером силы духа и самоотверженности. Его чувство юмора и умение разрядить любую ситуацию вдохновляли студентов. А Феликс Николаевич Шахов, выдающийся геолог, сыграл ключевую роль в переезде Натальи Кулик в Сибирь. Именно он заложил основу многих традиций геологического факультета НГУ. «Равных — не было» — именно так звучит последняя строчке, написанная Натальей Кулик, в книге воспоминаний о Феликсе Николаевиче.

—  Я могла бы рассказывать о каждом из своих преподавателей, потому что все они многому меня научили. На старших курсах, во время практики в Средней Азии, я уже понимала, насколько важным был этот опыт обучения и общения с такими выдающимися людьми, которые стали для меня примером.

След в истории

Сейчас Наталья Артемовна ведёт занятия реже, но её связь с наукой и преподаванием остаётся нерушимой. Вечером, сидя у окна, она листает книгу воспоминаний о Феликсе Николаевиче Шахове. Среди множества статей геологов есть и её текст — маленький вклад в историю человека, который изменил её жизнь. Глаза Натальи Артемовны останавливаются на знакомых строках, и она с гордостью улыбается. Этот момент олицетворяет её связь с прошлым и любовь к делу, которому она посвятила всю свою жизнь.

Она шепотом повторяет: «Последний из могикан…». Эти слова звучат в тишине, напоминая о традициях, которые ей удалось сохранить и передать новым поколениям. В такие секунды Наталья Кулик особенно остро чувствует, насколько её труд важен, а каждый шаг на пути — значим. Сердце Натальи Артемовны переполняет гордость, смешанная с тихой грустью об ушедшей эпохе, и надежда, что это наследие продолжит жить в её учениках.

Интервью Владиславы Булавиной.

 

, ,