Главная Новости Атмосфера «Нужно знать, на чем ты стоишь»: Аргента Титлянова и восемь поколений ученых

«Нужно знать, на чем ты стоишь»: Аргента Титлянова и восемь поколений ученых

Вот и третье интервью с нашими преподавателями. Сегодня мы публикуем интервью взятое у Титляновой Аргенты Антониновны. Ученого, эколога, доктора биологических наук, автора метода определения полной чистой первичной продукции в травяных экосистемах и расчета минимальной полной продукции, а также, автора художественного произведения: «История одной сибирской семьи»! 

Выражаем благодарность за сегодняшнее интервью Алисе Морозовой.

 

Женщина, которая всю свою жизнь хотела посвятить науке и работе в институте, по воле случая оказалась в НГУ и заняла должность замдекана. Она хотела быть ученым, а в результате выпустила целых восемь поколений ученых. Именно так начинается история Аргенты Антониновны Титляновой — в молодости она переехала в Академгородок из-за работы мужа и осталась в сердце Сибири надолго.

— Расскажите, как вы решили начать преподавать в НГУ?

Я не решала — за меня все решила судьба. Переехала в Академгородок вместе с мужем и некоторое время находилась в поисках работы. В один из моментов познакомилась с Дмитрием Константиновичем Беляевым — директором Института цитологии. Мне предложили два варианта: место ученого секретаря биологического отделения и заместителя декана по биологии. В тот момент я была научным работником, химиком-исследователем. Работа секретарем не очень привлекала, а вот что такое университет, я понимала. Подумала, что лучше этот этап жизни проведу там.

Единственное напутствие, которое я получила: никто не имеет права учить, лечить и судить. Это напутствие я взяла себе за правило. Все, что я могу — это попытаться понять студентов. Так я и проработала восемь лет. Меня никто этому не учил, никто не готовил. Педагогика в моей жизни возникла неожиданно.

— Какие предметы вы преподавали и что входило в обязанности замдекана?

Я преподавала биологию на первом курсе, а через несколько лет еще экологию. Читала лекции биологам и геологам. Но не преподавание было моей основной работой — я занимала должность замдекана. Когда я была студенткой, то вообще не понимала, что такое деканат. Оказалось, что это самая разнообразная работа. Я взаимодействовала по вопросам факультета с деканом, другими заместителями, другими факультетами, ректором, завхозом, то есть буквально со всем университетом.

Если же брать все-таки студентов, то моя практика по-разному повлияла на их судьбы. Некоторые выпускники ушли в науку, особенно, если вспоминать первых студентов. А потом выбирали, в основном, медицину.

— Можно ли научить студента быть ученым?

Если у него есть к этому способности. Как говорил мой отец: у всех есть способности, вот только они разные. Каждый человек талантлив, но он талантлив в определенных областях. Кто-то прекрасный инженер, кто-то замечательно ставит двери. К науке либо есть талант, либо его нет. Чтобы быть ученым, нужно иметь талант быть ученым. Иначе не получится — свой талант и способности ты не сможешь передать другому человеку, даже если будешь первоклассным педагогом.

Но самое главное, чему ты сможешь научить студента, это думать. Тут особый талант не нужен — эта способность доступна каждому.

— У вас были свои методы преподавания?

Специальных методов у меня не было. Знать предмет — вот, что самое главное. Не знаешь – не берись, или узнай, а потом приступай к делу. Для того, чтобы прочесть всего несколько лекций по истории биосферы, я изучила четыре тома исторической геологии. Это не хвастовство. Это как пример — именно так и надо готовиться к чтению лекций. Кто-то не будет читать, ведь ему это покажется скучным и долгим. Но надо. Я считаю, что это необходимо — основательно готовиться. Я вообще ко всему готовлюсь. Всегда.

— Как вы думаете, что лежит в основе так называемой «старой школы»?

Наш факультет не тащил студентов наверх. Даже не факультет, а университет в те годы этим отличался. При мне заканчивали учебу более 80% студентов, кого-то отчисляли за плохую успеваемость, кто-то уходил сам. Но мы всегда шли навстречу студентам, которые хотят учиться и учатся. Наверное, это один из верных подходов. Нужно показывать путь людям с горящими глазами. Однако, если у них нет тяги, то нужно давать только одно — свободу.  

Почему вы решили уйти из университета?

Я человек ученый. И для ученого необходимо преподавать. Это помогает собрать все главные мысли вместе, поэтому такая практика очень полезная. Я лекции читала легко, это мне давалось в удовольствие.  

Но ушла, потому что не приняла работу заместителем декана. Я занималась наукой всю свою жизнь, ушла в поле, как и собиралась. Будучи заместителем декана, уже работала в институте почвоведения, большую часть времени проводила именно за практикой, а не в деканате. Решила полностью отдаться любимому делу и не совмещать два ответственных занятия.

Что можете пожелать нынешним студентам НГУ?

Я могу только одно пожелать — учиться. То, что вы получите в университете, вы не догоните нигде. Нас, химиков, на первом курсе заставляли учить периодическую систему Менделеева. По рядам, по группам и наискосок. Мы должны были знать каждый элемент. В каждой науке и в каждом предмете есть основа, которую ты должен знать наизусть и никогда не забывать. Это то, на чем ты стоишь.

Интервью Алисы Морозовой.