Главная Новости Мы с Пирогова Минуя НГУ: почему ФМШата выбирают другие вузы

Минуя НГУ: почему ФМШата выбирают другие вузы

Как ни странно, «первая причина – это ты». На самом деле, это строчкой из песни Игоря Николаева можно описать сразу несколько причин, по которым ученики ФМШ в дальнейшем не идут учиться в НГУ. Некоторым, как оказалось, банально не хватает баллов ЕГЭ для поступления. Это связано с тем, что ФМШ не очень детально готовит к экзамену и нацеливает своих учеников по большей степени на олимпиады, вырабатывая у них определенный образ мышления. К тому же, несмотря на то, что в ФМШ не только сложно учиться, но и проблематично попасть, школьники успевают понять, как работает вся система и как «учиться, чтобы не учиться». 

 

Надежда, выпускница НГУ

Мой ребёнок как раз в этом году закончил ФМШ и не поступил в НГУ. Сын провалил ЕГЭ по физике, несмотря на то, что у него были хорошие результаты олимпиад. Это не позволило ему поступить туда, куда он хотел. Пошёл в итоге в Томский политех, куда его взяли без экзаменов по результатам олимпиады за 9‑й класс. Также у него нет понимания, чем он будет заниматься после НГУ.

Вторая и последующие причины – твои мечты. Выбор будущего вуза складывается во многом из того, что интересно школьнику в данный момент, и оказывается, что наука, которую предлагает НГУ в связке с СО РАН, подростков не интересует

 

Илья, выпускник СУНЦ НГУ и МГТУ им. Баумана

Сегодняшние школьники не хотят идти в науку, многим это неинтересно. Они полагают, что сейчас выучатся в ФМШ и придумают, что дальше делать, а к ним в это время приводят тех, кто успешен в науке. Я знаю очень много людей, кто закончил НГУ и успешен в чём‑то другом. Но в ФМШ таких людей не приглашают, их не показывают, поэтому, когда школьники начинают выбирать, они смотрят, где есть успешные выпускники других направлений.

Но если школьники решают всё же после ФМШ поступать в НГУ, то может получиться так, что в нём просто не оказывается нужной специальности, которая их интересует. Впрочем, с каждым годом эта проблема в области технических специальностей становится менее актуальной. 

При этом многие преподаватели активно пропагандируют поступление именно в новосибирский вуз, что только снижает мотивацию будущих студентов или же делает НГУ очевидным вариантом, в который они «и так поступят». Всё это приводит к тому, что ФМШата заранее начинают готовиться к поступлению в вузы, которые имеют более высокий рейтинг, чем НГУ. Среди молодых людей даже появилось мнение, что в других вузах учиться гораздо проще, чем даже с опытом ФМШ в НГУ, потому что далеко не везде, как на ФЕНе, декан встречает первокурсников словами: «Я не буду вас поздравлять с тем, что вы попали на каторгу».

Но даже если получается так, что ученики выбирают для своего будущего обучения НГУ, они не совсем понимают, зачем им это нужно, так как разрыв существует не между вузом и ФМШ, а между НГУ и СО РАН.

 

Иван, выпускник ФМШ и НГУ

Я учился в ФМШ в 1967-1968 годах и в НГУ в 1969-1974 годах. По своему опыту могу сказать, что у нас тогда в ФМШ, может, и не очень активно, но учащихся приглашали в институты. То есть можно было прийти в любой с твоим школьным образованием, и для тебя там проводили экскурсию, устраивали в какую‑то лабораторию, давали чем‑то заниматься, и тогда ты видел и понимал, что такое институт. То есть это проблема не университета, это вопрос цепочки ФМШ – НГУ – институты.

И институты, если им нужны люди, должны проявлять инициативу, а если нет, то извините, пускай школьники идут в другие вузы. Нужно понимать, что учиться идут не на всю жизнь, а для того, чтобы потом работать и делать какую‑то карьеру. И вот это продолжение, которое обеспечивает НГУ, должно быть видно, должна быть возможность потрогать его руками. Ученик должен понимать, что если он пойдёт в НГУ, то его ждёт вот такая‑то дорога. И он должен уже сам оценивать, устраивает это его или нет.

Одной из самых неочевидных причин стала мобильность студентов между вузами. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые из ФМШат успешно поступают в другие университеты, но позже по каким-либо причинам решают вернуться в Академгородок. Однако в НГУ, оказывается, их уже не особо ждут.

Конечно, студенты переводятся обратно в Новосибирск, но связано это обычно с большими рисками из-за академической разницы, которую необходимо закрыть в кратчайшие сроки. Узнать, какая у тебя разница, чтобы рассчитать свои силы, до момента перевода нельзя, а после уже приходится иметь дело с тем, что тебе сказали в деканате.

В целом НГУ сложно конкурировать с теми университетами, которые предлагают льготные условия для поступления, как это есть в том же Томском политехе. Но, несмотря на это, многие всё ещё стремятся поступить сюда, во многом ради атмосферы Академгородка, ведь оказывается, что всё это время не ты был в Академе, а Академ – в тебе.

 

Илья, выпускник СУНЦ НГУ и МГТУ им. Баумана

Скажу честно, Академгородок – это деревня в хорошем таком смысле. Без шуток. Прекрасное понимание того, что все в Академе друг друга знают, все дружат. Очень всё сжато, очень концентрированно. В Академ очень прикольно приезжать, прям как домой. То есть родительский дом – это то же самое, что Академ, здесь всегда есть знакомые, и здесь всегда тебе рады. По‑хорошему, ничего не меняется. В то же время в Академгородке, исходя из того, что я видел, очень сжатые возможности для развития. Так как опять же все друг друга знают, очень большая конкуренция. Это здорово, потому что кадры из Академа выходят крутые. Я даже к себе стараюсь по работе притянуть ребят из Академа, потому что точно знаю, что это будет круто, это будет хорошо.

 

Фотографии со встречи выпускников НГУ и ФМШ в Москве.