Главная Новости Статьи Интервью Кому нужна популяризация науки?

Кому нужна популяризация науки?

IMG_2589

Маргарита Тарасова – выпускница ФЕН НГУ 2007 г., сотрудник Лаборатории бионанотехнологий НИЧ НГУ – занимается исследованиями в области вирусной терапии рака и генетической инженерии вирусов. На научных боях, организованных научным кафе «Эврика» в мае, Маргарита стала одной из звёзд и претендентов на победу. Она будет представлять Россию на пятом русско-немецком Science Slam в г. Карлсруэ. Корреспондент Союза НГУ поговорил с Маргаритой о роли популяризации науки в российском обществе.

– Почему вы решили участвовать в Science Slam?

– Это интересный опыт – доступно рассказывать про свою работу. Для меня всегда ценно, когда ученый способен рассказать простыми словами о своих исследованиях. Это говорит о том, что он действительно разбирается в своей теме. Второе – опыт публичных выступлений со сцены. Тренироваться преодолевать волнение – всегда полезно.

– Как вы готовились к выступлению?

– С нами занималась Юлия Бомштейн (тренер школы ораторского мастерства «Человек Слова», выпускница НГУ 2006 г., примеч. ред.). Она нам помогала, объясняла, как выстраивать презентацию, как выступать, какие фишки стоит добавить в свои лекции, что подогревает интерес публики. Действительно, мне помогли её советы. Работа велась достаточно серьёзная: мы несколько раз встречались, проговаривали, что-то исправляли. Кроме того, Юля объясняла нам и достаточно общие вещи о публичных выступлениях, которые полезно знать каждому.

– По каким критериям обычно отбираются доклады на русско-немецкие научные бои?

– Т.к. на Science Slam всё решают зрители, то, конечно, первое – это зрелищность. Ты должен запомниться публике своим выступлением, яркими метафорами, какими-то шутками, тем, как ты смог доходчиво, на пальцах объяснить то, чем ты занимаешься. Зрелищность – главный критерий, ещё – артистичность: как ты весело и задорно за 10 минут объясняешь суть своей работы, насколько долго ты способен удерживать внимание слушателей.

– С какой темой вы будете выступать в Карлсруэ?

– С той же темой («Вирусы против рака»), что и в Новосибирске. Может быть, поменяю презентацию, адаптирую перевод, чтобы все шутки были понятны немецким слушателям.

– Зачем популяризировать науку?

Во-первых, нужно объяснять людям, что наука не является чем-то обособленным. Многие думают, что учёный изучает какие-то фундаментальные вещи, которые не имеют никакого отношения к нашему миру, и он в лаборатории что-то одно изучает, а на самом деле в мире нечто совершенно другое происходит. Надо объяснять людям, что это всё не так. Объяснять, что всё, что учёный у себя в лаборатории исследует, внедряется в жизнь. Все наши гаджеты и другие достижения техники, достижения медицины и всё остальное как раз и вырастает из таких опытов в лабораториях, о которых ребята рассказывают на Science Slam. И, во-вторых, популяризировать науку важно самим учёным. Когда ты рассказываешь о своей работе простыми словами, то иначе смотришь на свою научную проблему. Понимаешь, насколько она актуальна, насколько необходимо то, к чему ты движешься в своих исследованиях. Это очень хороший опыт – посмотреть на своё исследование с точки зрения людей, не имеющих отношения к науке.

– Стоит ли системно заниматься популяризацией?

– В плане каких-то мероприятий, думаю, да. Потому, что ещё одна функция популяризации науки – это некоторая интеграция. Например, в какой-то из областей наук происходит открытие. Я, как вирусолог, не могу отслеживать исключительно по научной литературе, где и что открыли в физике или химии, например. Поэтому, когда специалисты конкретной области отслеживают, что было сделано нового, выбирают самые яркие открытия и преподносят в более простой форме, это важно не только людям, не имеющим отношения к науке, но и ученым из других областей. Такая практика облегчает интеграцию между различными областями наук. Конечно, популяризация должна быть системна: необходимо проводить какие-то мероприятия, где бы это всё происходило в ненавязчивой форме, где ты мог бы познакомиться с новейшими разработками. Что-то, может быть, учёный возьмёт на вооружение, какие-то новые проекты, возможно, заинтересуют бизнесменов.

– Кому в первую очередь нужна популяризация? Учёным? Энтузиастам? Обществу?

– В идеале это нужно всем. Но сейчас, я думаю, прежде всего, учёным, чтобы у общества не возникало вопросов, на что тратятся деньги. Например, когда обычный человек слышит, что учёный получил грант размером в 50 миллионов рублей, то он за голову хватается: «Куда такие деньги?!». Поэтому роль популяризации науки – объяснить, куда эти деньги идут, какой результат получается после освоения этих денег, чтобы люди понимали, что научные исследования приносят реальную пользу, которая намного превосходит средства, вкладываемые в науку.

Автор, фотограф: Юлия Алтухова

,