Главная Новости Статьи Интервью Войдет ли Северный полюс в состав России?  

Войдет ли Северный полюс в состав России?  

Есть большая вероятность, что в скором будущем границы России расширятся вплоть до Северного полюса. Этот вопрос стал одной из главных целей поездки в Америку действительного члена Союза НГУ, декана геолого-геофизического факультета НГУ Валерия Верниковского. По возвращении оттуда Валерий Арнольдович рассказал о том, как обстоят дела.

Расширить Россию на 1200 тысяч километров Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, Россия может претендовать на территорию Северного Ледовитого океана за пределами 200-мильной экономической зоны, но в том случае, если будет доказано, что подводные хребты и поднятия являются естественным продолжением континента. «Для этого нужно представить доказательства континентального типа коры в пределах поднятия Менделеева, хребта Ломоносова и территории между ними, а также доказать, что они являются логическим продолжением континента», – пояснил Валерий Верниковский, член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий лабораторией Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, декан геолого-геофизического факультета НГУ, Действительный член Союза НГУ. 9 февраля на 40-й сессии Комиссии ООН в Нью-Йорке была представлена заявка Российской Федерации на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. В течение двух с половиной часов руководитель государственной делегации, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской выступал с докладом-презентацией. «Он рассказал и показал, какой огромный объем геолого-геофизических работ был выполнен Российской Федерацией в Арктике за последние 15 лет для обоснования представленной заявки», – сообщил Валерий Верниковский. Он вошел в состав российской государственной делегации, численность которой составила 19 человек. «Первая такая заявка была подана Российской Федерацией в Комиссию ООН в 2001 году и не была принята. Данных для обоснования притязаний России на эту территорию было значительно меньше, чем сейчас, – рассказал Валерий Арнольдович. – По рекомендации комиссии в частично пересмотренную заявку были включены первичные гидрографические и сейсмические материалы. За 15 лет была проделана огромная работа в этом направлении. Сейчас создана совершенно новая батиметрическая карта рельефа дна. Получено много новых сейсмических материалов. 15 лет мы занимались доказательством того, что кора поднятия Менделеева и хребта Ломоносова имеет континентальную природу. В Конвенции ООН по морскому праву прописано, что если эта земная кора – океанского происхождения, то территория представляет собой нейтральные воды и ни одна страна не может претендовать на нее». Теперь, после представления заявки, по словам профессора, предстоит большая работа в подкомиссии, в которой эксперты будут детально рассматривать каждый раздел. Подобные заявки в Комиссии ООН рассматриваются 2–3 года.

Чем же богат континентальный шельф, на который претендует Россия? «Прежде всего, это огромные запасы углеводородов, – подчеркивает Валерий Верниковский. – Нет никаких сомнений в том, что под водами Северного Ледовитого океана скрываются значительные месторождения нефти и газа. По оценкам академика А.Э. Конторовича, из добываемых Россией углеводородов уже сегодня более чем 90 % всего газа и около 10 % нефти дают месторождения российского сектора Арктики. И весь вопрос состоит в том, насколько изучены все эти территории. Геолого-геофизическая изученность Арктического шельфа, на который мы претендуем, особенно акваторий восточных регионов России, еще низкая. В перспективе это будет большое приращение углеводородных запасов. Стоит отметить, что сейчас начнут подниматься наши полярные станции в Арктике, которые были представлены широкой сетью в советское время. Там специалисты занимались метеорологией, атмосферой, гидрологией, запускали зонды и давали прогнозы погоды. Сейчас это все будет восстанавливаться. А значит, будет лучшее обслуживание Северного морского пути, причем не только для нас. К примеру, сейчас туда стремятся Япония и Китай. Им дешевле провозить грузы в Европу Северным морским путем, чем Южным морским путем через Азию, Африку и Ближний Восток. Эта экономическая сторона выгодна для нас». Кто станет хозяином на Северном полюсе? Не менее остро в мировом сообществе стоит вопрос, какой стране достанется непосредственно Северный полюс. Кроме России, на арктические просторы претендуют Норвегия, Дания, Канада и США. Дания и Канада также подали заявки на арктические территории в Комиссию ООН, и в них тоже охвачен Северный полюс. «Согласно нашим доказательствам, Северный полюс входит в контур заявки нашей страны. Хребет Ломоносова пересекает Северный Ледовитый океан именно через Северный полюс, – сообщил Валерий Верниковский. – Значит, нужно как-то договариваться с этими странами. Возможно, придется объявлять район Северного полюса нейтральным».

Горные породы Арктики исследуют в Академгородке В институтах Новосибирского Академгородка горные породы, слагающие архипелаги и континентальные окраины Арктики, исследуются уже давно. Так, был получен целый ряд определений возраста пород изотопными методами, в том числе из образцов, выбуренных из подводного поднятия Менделеева. Недавно в НГУ начала работу лаборатория геодинамики и палеомагнетизма Центральной и Восточной Арктики. Вопросы геодинамики и палеомагнетизма арктического региона новосибирские ученые изучают давно. Основная цель исследований – плитотектонические реконструкции. Ученые стремятся восстановить с помощью геологических и палеомагнитных данных взаимное положение древних континентов и океанов, воссоздать облик Земли, в частности Арктики, сотни миллионов лет назад. Для работы ученые используют образцы, собранные в Арктике во время полевых сезонов. «Из Российского научного фонда нам удалось получить грант в размере 60 млн рублей. На эти деньги мы приобрели новейшее современное импортное оборудование для исследования магнитных свойств пород, – пояснил заведующий лабораторией Валерий Верниковский. – В организации лаборатории очень помог университет. Главный прибор – криогенный магнитометр, благодаря которому мы можем работать практически с любыми горными породами, даже с теми, которые ранее считались непригодными для палеомагнитных исследований. Этот очень чувствительный прибор должен работать в условиях магнитного вакуума, то есть при почти нулевом магнитном поле. Такие условия достигаются конструкцией (также импортного производства), напоминающей клетку, в которой располагаются и прибор, и тот исследователь, который этот прибор обслуживает».

Лаборатория заработала – что дальше? Открытие подобных лабораторий и нацеленность на работы в Арктике, безусловно, укрепят наши лидирующие позиции в научных исследованиях этого региона. Ученые новосибирских институтов РАН и НГУ рассчитывают серьезно продвинуться в тектонических исследованиях ключевых структур Арктики, в том числе нефтегазоносных осадочных бассейнов, в решении вопросов алмазоносности арктического региона и проблем криолитозоны. «Мы должны в полной мере использовать новейшую научную полярную станцию «Остров Самойловский», которая находится в устье реки Лены, в том числе для подготовки студентов и аспирантов к работе в арктических условиях, – подчеркнул Валерий Арнольдович. – Наше движение в направлении Арктики даст нам уверенность и в положительном решении при прохождении заявки Российской Федерации в Комиссии ООН по границе континентального шельфа».
Источник: http://m.academ.info/news/35116