Главная Новости Статьи Интервью Президент Союза НГУ Ирина Травина (ММФ-85): Мы можем благотворно влиять и на университет, и на жизнь друг друга

Президент Союза НГУ Ирина Травина (ММФ-85): Мы можем благотворно влиять и на университет, и на жизнь друг друга

Ирина Аманжоловна Травина, председатель совета директоров Ассоциации «СибАкадемСофт», в прошлом году была выбрана президент-электом, а в этом году, на Общем собрании, вступает в должность президента, дала интервью пресс-службе НГУ.

Ирина, как вы пришли в ассоциацию выпускников?

Я не пришла, я участвовала в создании Ассоциации выпускников «Союз НГУ» в 2013 году и вошла в число учредителей. У нас проходил первый конгресс выпускников НГУ, и инициативной группой было принято решение создать Ассоциацию. Я с самого начала была среди тех, кто считал, что ассоциация нужна в виде оформленного юрлица, что она может быть весьма полезна для выпускников.

Чем выпускники НГУ отличаются от других людей?

В целом это обычные люди. НГУ – это некое испытание. Люди, прошедшие его, в жизни способны решить многие проблемы. Поэтому, например, я с удовольствием беру на работу людей с профильных для нас факультетов – мехмат, физфак или ФИТ, людей, которые смогли закончить университет, пройти до конца этот путь, который я сама прошла и понимаю, что это не просто. Но я вижу, что и на других факультетов есть весьма достойные выпускники. Мне кажется, основное качество выпускников НГУ – это способность решать сложные задачи. Если мы возьмем, к примеру, спорт, мы видим, что не все люди могут преодолеть, скажем, некоторую планку в прыжках в высоту. Это умение, которое не всем дается. Нужен труд и талант, чтобы уметь эту высоту брать стабильно. Здесь то же самое. В НГУ сложно поступить, поступают выпускники, имеющие достаточно высокий уровень школьного образования, а потом надо еще и удержаться в университете, в процессе учебы нужно пройти многие сложные моменты. Я очень мало знаю людей, которым легко далась учеба в университете. В основном, люди много трудились, работали, чтобы пройти это испытание, закончить университет, получить диплом. И те, кто прошли, – это крепкие люди, которые способны решать нестандартные задачи, способные учиться по 20 учебникам одновременно. И идти дальше учебника.

Ваши сотрудники по компании «СофтЛаб» – это в основном выпускники НГУ?

В компании у нас не только выпускники НГУ, есть и их других университетов. Но основная часть – да. И это формирует культуру компании, без которой я себя сейчас даже не могу представить по-другому. Мы находимся в Академгородке, рядом с НГУ, с институтами Сибирского отделения, здесь сложилась некоторая среда, в которой ты привык жить, она тебя устраивает, и когда куда-то приезжаешь, всегда сравниваешь, и пытаешься понять, можешь и хочешь ли там жить. Сталкиваясь с людьми из других компаний, регионов, я чувствую, что мы по-другому разговариваем, по-другому себя ведем. Я не знаю, что здесь влияет. Я не хочу сказать, что это только университет. Может, общий уровень людей в Академгородке: мы привыкли, что везде, куда бы ты ни пришел, тебе встречаются люди с высоким уровнем образования. Они себя ведут по-другому, они более воспитанные, среди них меньше людей непорядочных. Ты к этой среде привыкаешь, и не представляешь, как можно жить в других местах, как можно поменять эту культурную, дружелюбную среду на что-то другое. Я сколько ни ездила, лучше чем здесь, не увидела. Поэтому Академгородок – это мое место.

Союз НГУ сейчас – какой он?

В Ассоциацию «Союз НГУ» вошли не просто выпускники НГУ, а из числа выпускников выделились те, которым интересно что-то сделать. Можно быть выпускником НГУ, и не обязательно быть членом Ассоциации. Если хочется что-то сделать для связи с другими выпускниками, для помощи другим выпускникам, проведения общих мероприятий, или найти компанию отпуск вместе провести, и вы готовы что-то делать для этого, делиться чем-то, своим временем… Я про деньги не говорю, членский взнос члена Союза – это немного, 1000 рублей в год. Речь идет больше об инвестициях временем в то, чтобы это взаимодействие выпускников выстроить и быть полезными друг другу. Вот в основном из таких людей и состоит наш Союз.

Как вы хотите изменить Союз НГУ?

Я не ставлю задачу изменить Союз НГУ. Я ставлю задачу привлечь тех людей, которым интересно что-то сделать: какой-то проект, мероприятие, реализовать клубную инициативу. У нас очень много активных выпускников, которые занимаются общественной работой. Например, среди Послов НГУ есть замечательные люди, которые тратят очень много времени на то, чтобы организовать взаимодействие с другими людьми, придумывают новые форматы. Можно упомянуть Володю Шильцева, который был у нас вторым президентом Союза НГУ, и Мишель Дебренн, и Софью Табаровскую. Большая часть Послов – это люди с проактивной позицией. Хотелось бы привлечь побольше таких людей. Иначе ничего не получится. Это не просто наблюдатели и не те, кто думает: «Я вам заплачу 1000 рублей и посмотрю, что вы мне за это сделаете». Мне кажется, что моя задача – именно формирование такого сообщества людей, которым интересно делать что-то свое, дать свои знания, умения, доброту в конце концов, интересен этот нетворкинг. Это важнее, чем уговорить тысячу людей вступить в Ассоциацию.

Мне кажется, мы не до конца используем потенциал наших выпускников. Идей разных много, и они могут быть воплощены, и это интересно. Мне кажется, именно из-за этого стоит приходить в Союз выпускников, вступать в него. Речь не обязательно идет о профессиональной реализации. Я больше чем уверена, что большинство выпускников нашего университета так или иначе реализовались профессионально. Хотя, конечно, я понимаю, что более тесная коммуникация с другими представителями этой же профессии тоже помогает. Но в целом я про другое, про то, что есть потребность что-то делать не для работы, не для своей реализации как ученого или бизнесмена, а сделать что-то общественно полезное или приятное. На самом деле многим людям интересна общественная сторона жизни, как правило. Люди любят общественные поступки, любят их делать. Некоторым важно признание, некоторые не хотят публичности. Но и те и другие при этом всё равно участвуют в общих делах, готовы помогать временем или деньгами. Я считаю, что у многих выпускников недоиспользован этот потенциал. И мы могли бы помочь его выявить и воплотить на наше общее благо.

Как вы общаетесь с вашими однокурсниками?

Благодаря некоторым активным людям, есть группа нашего курса в WhatsApp, где мы обмениваемся новостями, и хорошими, и плохими, потому что уже есть потери в наших рядах. Мы не каждый год встречаемся всем курсом, но каждый год бывают локальные встречи. Общие встречи курса организуем регулярно раз в 5 лет.

Вы участвовали в стройотряде «Анива» и со студенчества участвуете в Академическом хоре НГУ.

«Анива» и хор очень сильно переплетены, я знаю многих участников хора, которые одновременно съездили в «Аниву». Хору я отдала больше времени, а с «Анивой» я смогла съездить только один раз. Мы ездили в Анадырь, это на Чукотке. Остались очень яркие впечатления. Нас было ровно 30 девушек и 30 парней: физики, математики, да все факультеты были, даже геологи. Кроме того, что это было интересно, это было еще и трудно. Смена была 12 часов через 12: неделю ты работаешь в день, а вторую неделю в ночь, потому что путина идет непрерывно, надо всё время обрабатывать рыбу и отправлять в засолку, чтобы она не стухла. Тухлую рыбу резать – это удовольствие ниже среднего. Я была порщиком. Мы вспарывали рыбу, вытаскивали из нее внутренности, икру. Порщики были девушки и юноши, мойщики – только девушки, а засольщики – только парни. Вот такой 12-часовой конвейер с часовым перерывом на обед. Мы работали в резиновых робах, потому что там всё в рыбьей крови. После смены моешься, развешиваешь спецодежду в сушку, падаешь замертво спать. Поспав часов 7, мы поднимались и за оставшиеся 5 часов успевали либо сходить в город Анадырь, либо устроить какое-то мероприятие. У нас каждый день были концерты, выступления, вечера поэзии. Пошло в ход многое из репертуара хора. Мы организовывали мероприятия не только для себя, но, например, выступали на анадырском телевидении. Выступали в порту, в военной части, сценки, песни, танцы, стихи – всё шло в дело. В итоге каждый получил на руки около 600 рублей, это по тем временам было много. Я лично их потратила на музыкальный центр и колонки, ну и немного на одежду.

Стройотряд – это всего лишь одно лето, два месяца. Больше времени я отдала хору, потому что это репетиции 2 раза в неделю, концерты, выезды в Томск, в новосибирскую  область. Кроме того, были праздники: обязательно 23 февраля и 8 марта, другие поводы. Мы пели песни, пекли тортики, очень весело праздники проходили. С хором у меня связано очень много, и на III курсе я стала президентом хора.

Как вы видите Союз НГУ через 10 лет?

Мне кажется, это должна быть живая структура, в которой всё время кипит какая-то деятельность, происходят какие-то встречи, клубы, заседания, просто чаепития. Здесь должно быть много студентов, которым интересно с выпускниками работать и общаться, и которые, когда станут выпускниками, тоже захотят остаться в Союзе. Мне кажется, что это должно быть кипящее место, такой суп, в котором будет всё время рождаться что-то новое, интересное.

Какое ваше пожелание выпускникам?

Связь с альма-матер надо поддерживать. Многие выпускники благодарны университету, и у многих выпускников из разных регионов дети пришли учиться сюда. Значит, они понимают, что это образование – одно из лучших в России. Поэтому университет – это отдельная глава в жизни каждого выпускника. Хочется, чтобы он стал лучше. Мне кажется, мы можем благотворно влиять и на университет, и на жизнь друг друга. Мы способны это делать, и мы должны это делать.

Записала Дарья Колякина

,