Главная Новости Статьи Интервью Просто нужно много работать

Просто нужно много работать

IMG_2451-

Вячеслав Филимонов, выпускник ФФ 2012 г., поговорил со студентами и желающими слушателями о том, как предпочел физике веб-дизайн, и почему между этими двумя дисциплинами больше сходств, чем различий.

Вячеслав – ведущий digital-дизайнер агентства ONY (стратегический и креативный партнер для бизнеса, одно из ведущих диджитал и брендинговых агентств России, получившее международное признание).

– Расскажите, как вы пришли в дизайн?

– Я учился на физическом факультете на кафедре аэрогидродинамики. Ещё на защите диплома я упомянул, что работаю дизайнером в агентстве. Тогда смеялись все профессора — занятие не самое престижное в глазах физика. Дизайном я начал заниматься в годы учёбы, однако загрузка была слишком плотной. Но, как ни странно, что-то из знаний, полученных в университете, пригодилось. Я воспринимаю дизайн не как типичный профессор, не как поток творчества, раскрытие внутреннего мира в картинках. Дизайнер – в большей степени технический специалист. Существует много сложных задач, которые требуют необычного решения. Нужно скомпилировать кучу данных, учесть множество переменных, чтобы получить хоть сколько-нибудь вменяемый результат. На физическом факультете нас учили работать с такими вещами. Вообще, люблю разноплановые сложные задачи.

– Чем для вас является дизайн?

– Дизайн всегда был для меня средством коммуникации. Через него я общаюсь с пользователями и помогаю им находить общий язык со сложными продуктами. Дизайн – это про коммуникацию, про удобство. Лень — двигатель прогресса, в конце концов.

– И как вы добиваетесь этой коммуникации?

– Я всегда старался сделать так, чтобы пользователь заходил на сайт, в приложение или еще куда-то и сразу понимал, о чём это, понимал, что он может здесь получить и как. Юзер не должен уходить с мыслью: «Красиво, но ничего не понятно… ладно, кину ссылку в вконтакте и забуду». Здесь многое зависит от дизайнера. Всегда есть приоритеты, какую мысль нужно донести и до кого. Дизайн должен работать, а не висеть, как ковер.

– А если вся суть в ковре?

– Это скверный результат. Ну если это не искусство, конечно. Тут есть тонкая грань.

– И кто же решает хороший результат или плохой? Все ведь зависит от задачи.

– Дизайнер не может повлиять на вводные данные. Если он не верит в идею проекта, то ничего не получится, не выйдет дизайн, который сможет выполнить свою задачу. Такая проблема есть у многих крупных компаний, люди сидят всем отделом в 100 человек и обсуждают между собой: «Чем мы вообще занимаемся, зачем и для кого?!». И они каждый день делают продукт, в который сами не верят. Но кто-то на вершине пищевой цепи верит в эту идею и, не считаясь с мнением других, решает, что делает вся команда. Просто он решил, что так лучше, несмотря на постоянные замечания специалистов из разных отделов, и он платит деньги. Но человек не может просто работать за деньги, он всегда будет задумываться, что он делает и зачем.

– А каков идеальный сценарий?

– Идеал, конечно, недостижим, но для повышения шансов на успех надо подкреплять свои желания и гипотезы фактами. Мы проводим исследования рынка, смотрим на потребности людей и заказчика. Просто, если продукт никому не нужен, зачем тратить время.

– Может оказаться, что идея опережает время. Половина стартапов, которая появилась в 98-м, перезапустилась. В то время они никому не были нужны, а сейчас востребованы.

– Просто время не пришло, люди к этому не были готовы. Такое бывает очень часто. Уверен, и в наши дни много таких стартапов, на которые люди сейчас косо смотрят, а через лет 20 они вырастут в огромные индустрии.

– Расскажите о текущих трендах в дизайне?

– По правде говоря, я не очень разбираюсь в трендах. Дизайн сейчас сам по себе стал трендом. Если за плечами стартапа не стоит толпа дизайнеров, то, считай, он обречен. Старые компании все больше внимания уделяют вопросам дизайна. Пользователи становятся все более разборчивыми. Быстро повышается общий уровень, это радует.

– А что можно сказать про флэт-дизайн? Это же тоже определенного рода тренд.

– Да, есть такая тенденция. В конце концов, работа дизайнера — упрощать. И на самом деле, когда смотришь на самый первый прототип, а потом сравниваешь с последней версией, то понимаешь, что всё намного проще выглядит, чем было в начале, гораздо легче воспринимается. В начале у людей много энтузиазма, начинают сверкать идеями: «Давайте, вместо кнопок у нас на сайте будет радуга, каждый раз, когда человек будет нажимать на нее, для него будет танцевать маленький карлик, а доставка будет голубиной почтой». А потом ты начинаешь понимать, что есть много вещей, которые людям не нужны, есть много вещей, которые не окупаются, которые отвлекают, раздражают или даже настораживают.

– А как понять? Вот есть приложение, люди чем-то пользуются, чем-то нет. Или по статистике собирать?

– Самое простое – это А-Б тестирование, когда ты разным пользователям подсовываешь разные версии одного и того же — версию А и версию Б. Как это делает «Яндекс»? Почему у них меняется главная страница? Есть список ссылок в результатах поиска, они определённого оттенка синего цвета. Они немного меняют оттенок и подсовывают это 2% пользователей. Падают переходы по ссылкам, люди перестали пользоваться поиском. Они ничего не нажимают, ничего не смотрят, никуда не нажимают.

– Т.е. цвет ссылок влияет на это?

– Да. Есть много непредсказуемых вещей, которые без тестирования никогда не узнаешь. Иногда приходится жертвовать красотой и эстетикой ради удобства, хотя зачастую как раз наоборот, что удобно, то и выглядит красиво и естественно.

– Если возвращаться к Яндексу, на желание пользоваться им цвет ссылок может влиять больше, чем качество поиска?

– Качество поиска, конечно же, важно. Кому-то нравится то, что выдает Яндекс, поэтому они им пользуются. Кому-то больше нравится выдача гугла или рамблера. У Яндекса есть своя определённая аудитория. У них сейчас проблема в том, что аудитория стареет, необходимо привлечь молодёжь. Поэтому они сейчас серьезно взялись за дизайн, и у них уже наметился большой прогресс.

– Читал статью одного японского дизайнера, он утверждает, что в будущем станет важна скорость отклика интерфейса. Что вы думаете?

– Говорят, хороший интерфейс – это тот, которого нет. Когда человек чем-то пользуется, даже не задумываясь, это и есть хороший интерфейс. Вот взять к примеру обувь – отличный пример хорошего интерфейса. Ты надеваешь её и носишь, не задумываясь. Она отлично выполняет свою функцию и не меняется вот уже несколько тысячелетий.

IMG_2450-

– Как прийти к идеальному интерфейсу? Понятно, есть одно тестирование. Можно миллион раз сделать, но вот не нажимают. Люди всегда едят, можно сделать приложение по заказу еды, а им не пользуются вообще.

– Возможно, проблема в еде. Надо комплексно смотреть на задачу. Продукт может быть просто никому не интересен и не нужен, тут не всегда можно решить вопрос хорошим дизайном.

– Чем хочется дальше заниматься? Продолжать работать дизайнером?

– Может быть, буду дальше углубляться в создание IT-продуктов, но часто хочется попробовать себя в других областях, где применимы дизайнерские навыки. Кино, промдизайн, одежда. Размах большой, но приходится выбирать. Пока и без того много дел, так что стараюсь изучать это все параллельно или как-то воплотить свои желания в текущем рабочем процессе. В конце концов, если мы делаем приложение для тв-приставки, почему мы не можем сделать дизайн самой приставки, например.

– А что с созданием IT-продуктов? Куда может расти дизайнер дальше в этой сфере?

– Я считаю, следующим шагом эволюции для дизайнера должна быть трансформация в менеджера продукта — это человек, который отвечает за весь продукт целиком на всех этапах, от стадии зарождения и исследования рынка до выпуска готового продукта на рынок с последующей поддержкой. Он вовлечён во все этапы, должен донести до всех суть и дух продукта, прислушиваться к мнению пользователей и своих коллег, решать множество разноплановых задач.

– Как люди вообще попадают в дизайн? Дополнительное образование?

– Нет, не обязательно, тем более что в России его почти что негде получить. Я в любой профессии советую сначала стажером устраиваться. Аналог лаборанта в институте. Ты продаешь свое время задешево, тебя обучают — вполне прозрачный обмен.

– Как расти, совершенствоваться в этой области?

– Также, как и в любой другой. Просто нужно много работать.

Авторы: Артемий Лярский, Юлия Алтухова.

Фотограф: Юлия Алтухова

,