Главная Новости Атмосфера Директор СУНЦ НГУ Николай Яворский: «Научить можно только того, кто хочет»

Директор СУНЦ НГУ Николай Яворский: «Научить можно только того, кто хочет»

Директор Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) Николай Яворский (ФФ-76) — о роли Всесибирской олимпиады в поиске талантливых школьников со всей России и о том, как учеба в СУНЦ помогает стать ближе к космосу.

%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b8%cc%86-%d1%8f%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b8%cc%86

СУНЦ НГУ (до 1988 года — ФМШ при НГУ) — школа-интернат физико-математического и химико-биологического профиля, учрежденная постановлением Совета Министров СССР в 1963 году. Цель школы — выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии и биологии, а также создание условий для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности, интереса к научной деятельности. В СУНЦ НГУ 500 учащихся, большинство — жители Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. Все они проживают в условиях интерната.

— Недавно завершился первый этап Всесибирской олимпиады школьников. Какие основные задачи ставит перед собой СУНЦ, проводя эту олимпиаду?

— Всесибирская олимпиада — ключевая для отбора ребят из разных регионов к нам в физматшколу. И, вообще, ФМШ начиналась именно с этой олимпиады. Первая олимпиада по физике и математике прошла в 1962 году и с тех пор стала ежегодной. В последние годы формат олимпиады несколько изменился: мы стали проводить ее для ребят из выпускных классов, чтобы они с ее результатами могли поступать в лучшие университеты (раньше проводили только для старшеклассников, после олимпиады они могли продолжить учебу в ФМШ).

Сейчас олимпиада важна для нас еще и потому, что многие регионы рассматривают школьный потенциал как собственное достояние. И поэтому они стараются не пускать детей в другие регионы. Тем не менее, ребятам надо поступать в вузы, и они пишут и Всероссийкую олимпиаду, и многие другие.

Кроме того, очень важно, чтобы большое количество ребят могло познакомиться с тем уровнем задач, который необходим для обучения в ФМШ, а в дальнейшем — и в вузах, в том числе НГУ, МГУ, МФТИ. Надо сказать, что ведущие вузы России с удовольствием принимают победителей и призеров Всесибирской олимпиады.

— Как отбираются площадки для олимпиады, ведь она проходит не только в Сибири, на Дальнем Востоке, но и в городах европейской части страны?

— Это одна из самых массовых олимпиад за Уралом: 25 тысяч участников, порядка 50 площадок. При этом очень много площадок у нас как раз в европейской части, хотя олимпиада всесибирская. Связано это с тем, что она, во-первых, хорошая, по ее результатам можно поступить в вуз. А второе — мы не рассматриваемся как конкуренты тем вузам, которые находятся в европейской части. Они рассчитывают, что ребята, победившие во Всесибирской олимпиаде, в Новосибирск не поедут. Но они иногда все-таки едут (смеется).

— Расскажите немного о порядке проведения олимпиады.

— Первый отборочный этап, который завершился сейчас, — самый важный и самый массовый. Это та база талантливых детей, которая у нас есть. Те, кто к нам пришел, зарегистрировался, — это наши потенциальные ученики.

Второй отборочный тур — заочный — проходит в декабре-январе. Мы выставляем задачки на нашем сайте, и кто хочет, тот их и решает. Второй этап направлен на тех ребят, которые не попали на очный тур. Из любой деревни, из самого отдаленного уголка можно эти задачи порешать. Задач много и они разного уровня. Причем задачи так составлены, что их может решить хороший школьник и порой не может решить очень сильный олимпиадник. Во втором туре участвует ребят не так много, как в первом. Но тем не менее это очень важный компонент, который позволяет нам привлечь школьников из глубинки.

Как правило, 25 % от общего числа участников двух туров становятся победителями и призерами. Всех этих ребят мы приглашаем на заключительный этап олимпиады, который проходит в феврале-марте

— Что ждет победителя и призера олимпиады, помимо перспектив поступления в престижный вуз?

Яворский— Мы каждый год приглашаем победителей и призеров Всесибирской олимпиады, а также победителей и призеров региональных этапов Всероссийской олимпиады в Летнюю школу, по итогам которой они могут стать учащими СУНЦ НГУ. Летняя школа показывает как ребята могут жить в условиях интерната, как могут общаться, как — учиться. То есть отбор идет на разных уровнях, не только на интеллектуальном. Интернат — это особый мир. Порой родители относятся с опаской к тому, чтобы отдавать ребенка в интернат. С родителями мы, конечно, разговариваем, если они хотят узнать о нас что-то. Специально никого не уговариваем. Если кто и уговаривает, то дети. И очень часто бывает ситуация, когда родители «против», а ребенок — «за». Это очень хорошая ситуация. Гораздо хуже, когда ребенок «против», а родители «за». Это страшная ситуация: ребенок не хочет учиться, а родители считают, что ему нужно окончить престижное учебное заведение. Ничего из этого не получается. Научить можно только того, кто хочет. Для нас очень важно согласие ребенка.

— Вообще, талантливый школьник — это как правило целенаправленный школьник, он знает, чего хочет. Почему тогда существует проблема отбора и поиска таких детей?

— Многие школьники просто не знают о СУНЦ НГУ. И не только в отдаленных регионах — даже в городе Новосибирске. Не так давно мы праздновали 50-летие заочной физматшколы. И там выступал выпускник, первокурсник НГУ. И он рассказал такую историю: он учился в новосибирской школе, и вот учительница ему говорит: «Ну ладно, я не могу тебе давать задачки. Есть тут заочная физматшкола. Там задачки дают — порешай». Он начал решать задачки и узнал, что есть СУНЦ. Подумал: «А можно туда поступить?» И поступил. И отучился. И все здорово.

— То есть помимо участия в олимпиадах школьник может попасть в СУНЦ через систему заочного обучения?

— Да, помимо самой ФМШ у нас есть еще и заочная физматшкола. Многие ребята продолжают обучение там. Кстати, готовятся там неплохо: потом становятся победителями и призерами олимпиады и поступают в университет. Кроме того, в этом году стартовал проект дистанционного образования «Открытая ФМШ». Все эти формы обучения рассчитаны на школьников из отдаленных регионов, которые не могут приехать в Новосибирск.

— Тогда давайте уточним: каким должен быть алгоритм действий у школьника из отдаленного города, который чувствует, что точные науки — это его призвание, но не имеет денег на поездки на олимпиады и тем более на учебу в Новосибирске?

— Ребята, как правило, любят решать задачки, олимпиада на это и направлена. Наша команда, которая составляет задачи, очень сильная, работает под руководство специалистов методической комиссии Всероссийского совета олимпиад школьников. Задачи у нас есть и простые, и сложные — для разного уровня подготовки. Но все интересные. И накопилось этих задач очень много, все их можно найти на нашем сайте. Задачи выложены с решениями: пожалуйста, разбирайтесь, решайте! Далеко живешь — тем более.

И педагогам наши задачи будут полезны, в том числе. Представьте себе, какой-то далекий населенный пункт. Там есть один интересный педагог. Ему не с кем общаться. Он один. Мы готовы с ним работать дистанционно: можно брать какие-то модули для себя, какие-то задачи из того пула, который мы составили, и работать с ребятами. Потом можно приехать к нам на курсы повышения квалификации. Мы с удовольствием работаем с такими учителями.

— А со старшеклассниками из других школ Новосибирска вы как-то целенаправленно работаете?

— Для жителей Академгородка у нас уже несколько лет работают открытые и бесплатные для всех желающих спецкурсы. В прошлом году у нас было около 200 человек из других школ, которые учились на наших спецкурсах, среди них и олимпиадники. Допустим, олимпиадник из 130-го лицея, а учился на наших естественнонаучных спецкурсах.

— Наверняка, есть примеры успешных выпускников СУНЦ, которые в свое время приехали из небольших городов и поселков.

— Их достаточно много. Из маленького забайкальского поселка в 1960-е годы к нам приехал учиться Михаил Иванович Эпов — ныне академик РАН. Сотрудник Института ядерной физики СО РАН Василий Васильевич Пархомчук (ФФ-68), избранный недавно академиком РАН, — уроженец алтайского села.

Если брать более молодое поколение, то был у нас ученик, блестящий физик, приехал из какого-то забайкальского села в 1990-е годы. Потом поступил в НГУ, но все непросто было. В те времена, чтобы жить, надо было где-то подрабатывать. А если еще ребенок из села, то село не поможет. И он с самого начала, с первого курса, организовывал свой бизнес. Это, конечно, мешало учиться. Но он все-таки окончил вуз. И теперь — Dauria Aerospace, первая частная космическая компания. Основатель — выпускник ФМШ.

%d0%ba%d0%b8%d0%bc_%d0%b8%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%8c_%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87Кроме того, у нас есть такие выдающиеся выпускники как Игорь Владимирович Ким (ЭФ-90). Это та же самая история, только про Среднюю Азию.

Многие наши выпускники сейчас — ведущие специалисты или успешные бизнесмены. В этом году действительными членами Академии наук стали три выпускника ФМШ: директор Института ядерной физики СО РАН Павел Владимирович Логачёв (ФФ-89, член Союза НГУ) , специалист в области нелинейной динамики и физики Евгений Александрович Кузнецов (ФФ-69) и Василий Васильевич Пархомчук , о котором я уже говорил.

Есть выпускники, которые связали свою жизнь с вооруженными силами, кто-то пошел в политику. Но в основном — это высокотехнологичный бизнес и наука. Наука на первом месте.

Источник: http://novosibirsk.monavista.ru/news/2426040/

, , , , , ,