Главная Новости Статьи Интервью Илья Орлов: Совершенствовать системы

Илья Орлов: Совершенствовать системы

Орлов Илья Олегович

Преподаватель физики, информатики, астрономии, экономики, руководитель Информационной службы Ассоциации выпускников «Союз НГУ», а с недавнего времени — заместитель директора Большого Новосибирского планетария. Илья Орлов (ФФ-2003, 2005, ЭФ-2015) рассказал о своей разнообразной работе и о том, какие навыки, полученные в НГУ, помогают ему в этом.

— Почему Вы выбрали для себя карьеру преподавателя? Могла на этот выбор повлиять учёба в НГУ?

— Я сам не уверен, что выбрал карьеру преподавателя, скорее, она выбрала меня. Конечно, на это повлияла учёба в НГУ, потому что в этом университете я имел счастье пересекаться с целым рядом классных преподавателей. Они были,  во-первых, специалистами своего дела, а во-вторых, мастерами в преподавании, то есть, могли донести до студентов свой предмет так, чтобы это было понятно и провоцировало к дальнейшим поискам и анализу. Мне эта картина очень понравилась, и я захотел в ней как-то поучаствовать. Начал преподавать на пятом курсе. Редкая ситуация, когда студент пятого курса ведёт семинары у первокурсников. Сейчас у меня педагогический стаж тринадцать лет, практически непрерывно я занимаюсь преподаванием самых разных предметов — это физика, информатика, проектное управление. Школьникам преподаю физику, астрономию и, внезапно, экономику.

В чём разница в общении со старшеклассниками и со студентами?

— На самом деле, одиннадцатиклассник от первокурсника отличается несильно. Но всё равно на входе в университет есть, как говорят физики, фазовый переход. Организация учёбы в школе и университете принципиально разная. В первую очередь потому, что школьник приходит в университет и получает некую свободу. Его особо никто не контролирует. Деканат пытается, но у него это не слишком получается. Возникает очень непривычная для школьника ситуация, что за всё отвечаешь самостоятельно. Это сложно, ведь надо по-новому строить жизнь и работу. Однако сразу вырастает чувство ответственности, и преподаватель общается со школьником уже совершенно по-другому, на равных позициях.

— Вы уже почти два года читаете лекции в Большом Новосибирском планетарии. Чем привлекает работа в нём?

Планетарий — очень интересная организация. Он отличается от того, что называется институциональным образованием. Кроме того, наш планетарий очень сильно отличается от всех планетариев России. Потому что планетарии — это в основном организации культуры, они на правах музеев, основная их деятельность — музейно-выставочная. А наш планетарий, единственный, находится в структуре образования. Основная его деятельность — это дополнительное образование детей на добровольных началах. В планетарии очень много разных объединений: кружков, факультативов. И я, поскольку работаю со старшеклассниками, воспринимаю это как некий переход между школой и вузом. Ученик ещё остаётся в школе, но уже развиваются самостоятельность и ответственность – за своё образование и за всё, что происходит. Мне нравится именно то, что это всё добровольно, ни к чему не обязывает, оценки не ставятся, даже за контрольные. В общем, свободное образование во всех смыслах.

Сейчас в России и в мире развивается парадигма свободного образования. Дальше планетарий хочет перейти к дополнительному образованию взрослых, потому что выпуском из школы и университета образование не заканчивается. Большой спрос на добровольное дополнительное образование либо для получения какой-то параллельной специальности, либо просто для интереса. И постепенно, я надеюсь, мы перейдём к life-long learning – обучению в течение всей жизни. Это будет здорово.

— О Союзе НГУ: почему Вы считаете важным поддерживать связь между выпускниками нашего университета?

— Я считаю, университет — это не здание, а система, объединяющая руководство, преподавателей, студентов. А главная часть этой системы — выпускники. Выпускники являются, говоря управленческими терминами, заказчиками тех процессов, которые происходят в университете. Когда студент оканчивает университет и выходит во внешний мир, на рынок работодателей и работников, и ему при этом помогает сообщество выпускников, которые уже состоялись, могут что-то порекомендовать, выступить наставниками, первыми работодателями, то студенту гораздо легче адаптироваться к внешнему миру.

Выпускников много, они все разные, классные. Взаимодействие между ними может привести к появлению новых видов деятельности, бизнеса. И очень здорово, когда после выпуска студенты не разбегаются в разные стороны, а поддерживают какие-то связи. Это полезно и университету, и самим выпускникам, и студентам. Потому что выпускники могут читать  дополнительные курсы, которые больше адаптированы к реальной, меняющейся жизни. С моей точки зрения, выпускники должны активно взаимодействовать с университетом и влиять на процессы, которые там происходят.

— Чем для Вас ещё дорог НГУ?

Университет дорог двумя вещами. Первое — это люди. Я уже говорил, что у нас совершенно уникальные преподаватели. И не потому, что это большие учёные. В университете изначально ставилась такая высокая планка и для студентов, и для преподавателей, что люди, которые соответствуют этой высокой планке, не могут быть тривиальными. С лектором по физике можно прекрасно разговаривать не только о физике, но и обо всём остальном: политике, экономике и так далее. Естественно, студентам сразу хочется походить на них и тоже развиваться. А в совокупности эти люди создают совершенно уникальную атмосферу – это второе. Атмосферу, которая, опять же, нацелена на саморазвитие и ответственность. Это очень здорово, потому что развития и ответственности в нашем мире, с моей точки зрения, очень сильно не хватает.

С чем для Вас связано понятие карьеры? В чём ещё планируете развиваться?

С карьерой у меня всегда была проблема, но не та проблема, когда некуда устроиться. Наоборот, было очень много работ, всяких разных — другая сторона медали. При этом я работу нигде не искал, она меня сама находила. И иногда больше думаешь, как бы не набирать дел, а поскорее от них избавиться. Примерно неделю назад меня назначили на должность заместителя директора Большого Новосибирского планетария по научно-методической работе. Это было довольно неожиданно, в том числе и для меня самого. Сейчас нахожусь в некотором смятении, потому что это новая система, с которой я раньше взаимодействовал только как преподаватель и лектор. До этого я видел 10% системы, а теперь вижу всю. Интересной работы и проектов там невероятно много. Некий подъём по карьерной лестнице произошёл, надо понять, куда дальше двигаться.

На самом деле, я всегда связывал понятие карьеры не столько с продвижением в должностях, сколько с увеличением ответственности и расширением спектра деятельности. После того, как окончишь университет, особенно если это делать несколько раз, как я, начинаешь видеть окружающий мир как набор систем — несовершенных систем. И к ним сразу хочется приложить ручки,  какие-то гаечки  подкрутить, в общем, улучшить их, чтобы всем было счастье. Немногие это умеют, но каким-то, пока мне не очень понятным образом, студентам НГУ прививается способность видеть системы и улучшать их. Это очень ценно. Так что я свою карьеру связываю с расширением спектра систем и инструментов их «подкручивания».

 

Интервью подготовила: Надежда Рыжкина (в рамках практики Факультета журналистики и Ассоциации выпускников «Союз НГУ»)

, , , ,