Главная Новости Статьи In memoriam Памяти В. Л. Соскина

Памяти В. Л. Соскина

3 декабря не стало Варлена Львовича Соскина, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, фронтовика, легенды Новосибирского госуниверситета. Он был одним из известных специалистов по социальной истории советской культуры и интеллигенции.

Доброта — неисчерпаемый ресурс Варлена Львовича

«Такого преподавателя не забудешь», — говорят о Варлене Львовиче Соскине его ученики — студенты и аспиранты исторического отделения   Гуманитарного факультета (ныне гуманитарного института) НГУ. Закалённый трудностями войны, в жизни он оставался добрым и отзывчивым, готовым всегда откликнуться на просьбу и дать совет. Его лекции о революции и Гражданской войне представляли театр захватывающих событий, что привлекало молодежь. Он умел очеловечивать историю, превращать ее в событийное поле, в котором действовали реальные персонажи и происходили конфликты. Воспоминаниями о своем научном руководителе и близком друге поделился Сергей Александрович Красильников, доктор исторических наук, профессор НГУ.

Варлен Львович не любил экспромт, к своим лекциям всегда старательно готовился несмотря на то, что читал их многие годы. Новосибирскому госуниверситету он посвятил пятьдесят педагогических лет. Вместе с супругой Анной Наумовной они стояли у истоков создания в НГУ Гуманитарного факультета. Анна Наумовна была умелым управленцем и отвечала за учебную работу и взаимодействие со студентами, а Варлен Львович – занимался чистым преподаванием, читал лекции по истории XX века. Лектором он слыл замечательным, рассказывал студентам не сухие факты, а историю влияния людей на события. Это всегда звучало убедительно и образно, на коллоквиумах студенты даже разыгрывали исторические события, выступая по разные стороны баррикад. Сами по себе темы революции 1917 года и Гражданской войны являлись яркими событиями в отечественной истории, и они сами по себе нуждались в яркой подаче, что оказывалось делом непростым.  Но Варлен Львович умел обходить догматику, чем тоже завоевывал расположение к себе в студенческом кругу. Даже о В.И. Ленине он высказывался не как о человеке, у которого все четко и правильно, а представлял его через призму исторических событий, показывал разные грани этой личности.

Об отношениях со студентами говорит тот факт, что на первые студенческие свадьбы факультета Варлен Львович с Анной Наумовной всегда приглашались как почетные гости. К ним запросто можно было прийти домой и поделиться своей проблемой. Анна Наумовна всегда внимательно выслушивала, душой вникала во все студенческие дела. К факультету относилась как к своей семье. А добротой Варлена Львовича можно было пользоваться как неисчерпаемым ресурсом.

Была у Варлена Львовича такая удивительная черта. В начале лекции он вставал за кафедру, снимал с руки часы и внимательно следил за хронометражем. Он любил во всем точность, уважительно относился ко времени и всегда укладывался в положенный срок. На его семинарах никто не скучал, все были вовлечены в работу. Это был своего рода кипящий котел – собирались студенты разных курсов, которые исследовали тему интеллигенции в период революции и гражданской войны, последующие десятилетия, горячо обсуждали разные точки зрения, идеи.

Начиная с середины 60-х годов, когда появилось много студентов и аспирантов, Варлен Львович начал формировать новое научное направление. Предмет его исследования – интеллигенция в эпоху войн и революций и в раннесоветском обществе предстал в новом свете. Ранее интеллигенцию рассматривали через призму политической истории. Варлен Львович предложил изучать социальный аспект — поведение, ценности интеллигенции, вопросы не только ее консолидации, но и конфликтов. Теперь это оформилось в направление социальной истории. В дальнейшем его ученик Сергей Александрович Красильников предложил «трехмирную» модель измерения интеллигенции.  Первое измерение – это мир профессий (учителя, врачи, инженеры, ученые), второе — мир общества (когда интеллигент участвует в развитии гражданского общества, выходит за рамки своей профессии – занимается «окультуриванием населения»). Третье измерение — мир власти – очень незначительное число интеллигентов попадает в него и трансформируется в нечто иное. «Так, лидеры большевиков были по большей части интеллигентами – Ленин, Бухарин, Троцкий. Но когда они встали у власти, то изменили свою систему ценностей и перестали быть этой самой интеллигенцией. И Варлен Львович принимал такое «трехмирное» измерение интеллигенции», — отмечает Сергей Александрович Красильников.

Он оказался первым историком Новосибирского Академгородка. После посещения научного городка Никитой Хрущевым в 1959 и 1961 гг. родилась идея написать очерк о том, как создавался Академгородок. Варлен Львович был в числе авторов. Когда книгу напечатали, она затем тихо «пошла под нож» и после 1964 года стала библиографической редкостью, поскольку это издание открывалось фотографией Хрущева, который оказался в опале. Книгу же можно считать протоисторией Академгородка. Позднее в 1981 – 1982 гг. Варлен Львович стал одним из инициаторов создании хроники Сибирского отделения, вышедшей к 25-летию Сибирского отделения. Он понимал важность создания истории СО АН «пошаговым путем», предлагая начинать с фиксации самых значимых вех формирования отделения.

«Между нами было целое поколение – разница 24 года, но мы смотрели на многие вещи одними глазами, – вспоминает Сергей Александрович Красильников. — Мы могли обсуждать абсолютно все, начиная от житейских проблем до большой политики, оценок современной ситуации. Главными его чертами были обстоятельность и надежность. Никогда в жизни я не обиделся на него, какие бы оценки он ни высказывал. А Варлен Львович был принципиальным и свою позицию всегда отстаивал. Когда начался период перестройки и от многих вещей, с которыми мы сжились за десятилетия, надо было отказываться, он использовал оборот Льва Николаевича Толстого и написал в газете «Наука в Сибири» публикацию «Стыдно не меняться». В статье он отметил, что многие вещи в исторической науке советской эпохи необходимо радикально пересмотреть. Реакция среди историков Академгородка на это оказалась неоднозначна: некоторые посчитали, что Варлен Львович под что-то «подстраивается». А он всегда нам преподавал недогматическую историю и был последователен в своих действиях, не стесняясь высказывать личный взгляд на экономику, культуру, исторические события».

Догмы и шаблоны в обычной жизни Варлен Львович тоже не любил. Так, однажды в своей публикации в 1973 году он сослался на дипломную работу студента. В издательстве «Наука» посчитали это странным: как доктор может цитировать студента? Решили уточнить у автора. На это Варлен Львович заметил, что данная информация необходима и отказываться от ее публикации он не собирается. Репутация была важна для него. Никогда не присваивал результаты труда студентов, свои работы писал сам. Если и выступал в соавторстве, то всегда писал свою часть исследования.

На лекциях Варлен Львович часто рассказывал о военном прошлом. Это была очень личная история. Его отец инженер Лев Соскин ушел на фронт и пропал без вести в октябре 1941 года в Вяземском котле. Сам Варлен Львович стал курсантом Томского артиллерийского училища № 2 в 1942 году и через два года попал на фронт. После ранения он был отправлен в госпиталь, а потом вновь вернулся в ряды армии. Своими личными воспоминаниями о Великой Отечественной войне Варлен Львович делился с близким кругом. Это были друзья, семинаристы, среда благодарных слушателей. Официальная трактовка войны не всегда совпадала с тем опытом, который имели фронтовики. Вместе с тем, Варлен Львович всегда выступал перед студентами на 9 мая. Это была традиция. «Война сильно запечатлелась в его памяти, — вспоминает Сергей Александрович Красильников. — Когда Варлен Львович уже болел и два с половиной года не выходил из квартиры, я старался навещать его. Любое наше общение всегда начиналось с войны. Это может показаться странным, но он продолжал очень остро вспоминать уход отца на фронт, свою курсантскую жизнь, военный быт. Настолько детализировано он все это помнил, я даже поражался, у него была фотографическая память. Хотя более поздние события его жизни не были столь четкими. Потом я поймал себя на мысли, что некоторые вещи в период студенчества тоже помню отчетливо и могу расписать их кинематографически, а свою первую лекцию, которую читал студентам – историкам в 1984 году, вспомнить не могу. Почему так происходит? Наверное, самые сильные и яркие события врезаются в память».

Своей родной землей Варлен Львович считал Академгородок несмотря на то, что родился в Томске, учился в Ленинграде, работал в Кемерово.  Ему повезло с прекрасной семьей и дочерью Мариной, которая до последнего часа ухаживала за отцом и была рядом. Ему повезло с друзьями, которые ценили его порядочность, честность, принципиальность и открытость. Варлен Львович вырастил 38 кандидатов и 4 доктора наук, написал более 400 научных публикаций, которые не утрачивают своей актуальности и продолжают цитироваться современниками.

Текст: Екатерина Вронская (ФЖ-2000)