В прошлом выпускница факультета иностранных языков, а сейчас преподаватель английского Ольга Рябкова рассказала о том, какие подходы можно использовать в изучении языка, с какими студентами работается легче, и как проходит день педагога.
— Как началось ваше изучение иностранных языков?
— Я училась в школе, которая специализировалась на французском языке. Английский добавился только в средних классах, но изучался на низком уровне. После школы я поступила в НГУ на ФИЯ. У меня был отличный французский и нулевой английский, а в идеале лучше было бы наоборот. Мне пришлось отложить французский и почти с нуля догонять уровень английского до моей группы. Но именно тогда я поняла, что языки мне очень нравятся, и я хочу изучать и английский, и французский глубже.
— Тогда вы уже планировали стать педагогом?
— Нет, это получилось спонтанно. Во время моего обучения на пятом курсе, ко мне подошла одна из моих педагогов и попросила преподавать английский у студентов ФЖ, так как группе не хватало преподавателя. Это всегда было мне интересно, и я согласилась. Я обучала эту группу один семестр, а потом ещё год. Так как мой первый опыт в качестве педагога был на факультете журналистики, мне предложили остаться на гуманитарных факультетах – ГФ и ФЖ.
— Каким образов вы обычно готовитесь к занятиям?
— Подготовка с той или иной степени необходима перед каждой парой. Вечером, приходя домой, начинаешь придумывать, что будет на следующем занятии. Сначала я смотрю темы по учебнику, но там не всегда всё прорабатывается так, как мне бы этого хотелось. Приходится искать дополнительные книги и аудио. Иногда ищу какую-либо информацию в интернете, другие педагоги делятся опытом. Постепенно знания накапливаются, уже знаешь, какие источники лучше по грамматике, а какие для прослушивания, что лучше усваивается студентами и прочее.
— Какие методиками в преподавании вы пользуетесь чаще всего?
— По-моему, лучшая методика – обобщение разных методик, так как идти по одной скучно и однообразно.
— Как по-вашему, эффективнее всего изучать иностранные языки?
— Лично для меня: слушать тексты. Но одно дело просто слушать, а другое дело их слышать. Также читать иностранные статьи, например, новостные — отличная идея. Так можно не только узнавать новости, но и развивать словарный запас. Однако очень сложно что-то советовать, так как у каждого есть свои особенности: кто-то визуал, кто-то аудиал. Успешное изучение будет тогда, когда студент выберет подход сам для себя.
— Что делать тем студентам, которым предмет не приносит удовольствие?
— Заинтересовать можно каждого, если найти правильный подход. Нужно попытать обратить внимание на то, что интересует конкретно этого студента. Например, если он любит рэп, то можно предложить ему слушать песни и читать перевод, кроме этого, в качестве чтения на английском выбрать биографию любимого исполнителя.
— Какие, на ваш взгляд, самые распространённые ошибки у педагогов иностранных языков?
— По-моему, основная ошибка – односторонний подход. Например, только читать или делать только упражнения по учебнику. Студентам становится скучно, они знают, что на следующей паре будет тоже самое, что и на предыдущей. Начинают пропускать занятия, а значит, отстают в изучении. А в иностранных языках важно постоянство. Я считаю, что каждый педагог должен увлекаться своим предметом, только там можно заинтересовать других.
— На что вы делаете упор в занятиях?
— Иногда, когда уровень учебника выше, чем уровень студентов, приходится немного отходить от программы. Иностранный язык – снежный ком. Есть основа, на которую накручиваются знания. Если её нет, то и знания не на что накручивать.
Я стараюсь создать базу. Для меня главное, чтобы студенты не начали паниковать, если у них что-то не получается, чтобы не бросали изучение. Не стоит оставаться на «не знаю, ну и ладно». Постепенно, постепенно и всё у всех получится. Помимо этого, стараюсь сделать так, чтобы студентам не было скучно. Например, играть.
— Играть во что?
— Это всегда связано с тем, что изучается в данный момент и с размером группы. На ФИЯ мы играем в настольные игры, где каждый по очереди кидает кубик и отвечает на вопросы о себе. На ФЖ группа больше, поэтому мы проводим игровые задания в мини-группах. Это могут быть ответы на вопросы или объяснение слова с карточки.
— Чем должен заниматься студент самостоятельно для эффективного изучения языка?
— Прежде всего, много читать. Не учебник, а именно художественную литературу. Но я понимаю, что у студентов мало времени, а помимо иностранных языков много других предметов. Нужно по возможности каждую свободную минуту посвящать языку: слушать песни и читать их перевод, листать иностранные журналы, смотреть любимые фильмы в оригинале. Но, конечно, не стоит забывать и об упражнениях по грамматике — тщательно прорабатывать сложные темы.
— Как бы вы оценили себя как педагога?
— Я знаю точно, что я не строгий педагог. Думаю, что это минус. Однако, когда я в своё время попала к строгому — было тяжело. После общения с ним, не хотелось дальше учиться, думала даже уйти. Главное — это мотивация, а она исчезала. И это было именно из-за преподавателя. Я всегда стараюсь думать о том, нравятся ли занятия со мной студентам. Очень хочу надеяться, что, когда они говорят, что нравятся — это правда.
— С какими студентами вам работать легче?
— Я не люблю, когда студенты не реагируют на задания, которые им даёшь. Ты сидишь, готовишься вечером, думаешь, что им понравится, а слышишь: «Нет, мы не будем это делать, давайте сделаем что-нибудь другое». Мне нравятся активные, творческие студенты, которые заинтересованы не только в иностранных языках, но и в профиле, на котором учатся. Когда студенты подходят заданиям творчески — это значит, что всё хорошо, им нравится обучение. Есть очень активные группы, которые требуют много сил и энергии, но мне с ними интересно.
— Что для вас знание иностранного языка?
— Мир становится открытым, когда есть возможность общаться и понимать окружающих. Иностранный язык — это постоянный процесс: нельзя просто сдать тесты и перестать заниматься. Нужно постоянно находить что-то интересное, мотивировать себя и изучать всё новые и новые языки.
Текст: Татьяна Мартынова
Фото: Анастасия Давлетгильдеева
Источник: НГУ в лицах