Учение с погружением
Круглый стол “Научно-проектные лаборатории для школьников на базе вузов: опыт и перспективы” стал продолжением разговора между Минобрнауки РФ, Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) и брендовыми ИT-компаниями о необходимости совместных усилий по стимулированию у школьников интереса к инженерным специальностям. Своими взглядами на проблему обменялись заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, ректор ПетрГУ Анатолий Воронин, проректор НГУ Михаил Лаврентьев (ММФ-78), а также представители руководства Polimedia, Intel, Lego Education и ЕМС2.
Началось все год назад, на ММСО-2015. Одним из итогов обсуждения тогда стало решение о создании на базе ПетрГУ научно-проектной лаборатории для школьников и студентов по примеру международных STEM-центров, сеть которых развивает в России компания Intel (аббревиатура STEM означает Science, Technology, Engineering, Mathematics). Лаборатория в Петрозаводске получила название “Илмаринен” (по имени героя карело-финского эпоса “Калевала” — кузнеца, несущего людям счастье). Уникальность этого центра состояла в том, что школьники получили доступ к новейшему оборудованию и программному обеспечению, предоставленный сразу четырьмя лидерами ИT-индустрии. Кроме того, “Илмаринен” был поддержан Минобразования Карелии и Минобрнауки РФ.
Научно-проектную лабораторию открыли в сентябре прошлого года. И уже на ММСО-2016 ребята из Петрозаводска демонстрировали результаты своей проектно-исследовательской деятельности с использованием современных ИT-технологий. Причем их проекты были направлены на решение актуальных для региона задач. Например, “Smartarium — умный аквариум” и “Умная парковка” можно было увидеть на стенде компании Intel. Оба проекта разработаны школьниками на базе платформы Intel ®Edison. “Умный аквариум” — автоматизированное устройство для дистанционного управления функциональным оборудованием аквариумной системы (актуально для рыбных хозяйств, которых немало в Карелии). Авторы (их двое) учатся в восьмом классе, а руководитель проекта — магистрант первого года обучения ПетрГУ. “Умная парковка” — автоматизированная система, отслеживающая использование парковочных мест отеля и дистанционно предоставляющая доступ к ним только клиентам и сотрудникам отеля. Авторов также двое, это ученики восьмого и девятого класса. Руководитель проекта — тот же магистрант.
– На примере работы лаборатории “Илмаринен” мы увидели, что уже на начальном этапе у школьников появляются свои наставники в университете, определяются их профессиональная ориентация и траектория развития, — рассказал Анатолий Воронин. — Мы используем модель комплексных научных проектных групп, в них входят и школьники, и студенты, и кандидаты наук. В тесном сотрудничестве работают университет, школы и учреждения дополнительного образования. Под управлением опытных наставников в “Илмаринене” растут высокопрофессиональные специалисты для традиционных отраслей промышленности Карелии (лесная, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, деревообрабатывающая промышленность, металлургия, рыбное хозяйство).
Круглый стол в рамках ММСО-2016 был посвящен подведению итогов работы лаборатории за полгода и обсуждению следующих шагов по развитию проекта в пилотных регионах. Признав опыт деятельности лаборатории при ПетрГУ успешным, партнеры проекта объявили о единогласном решении развивать и распространять опыт “Илмаринена” в других регионах страны. Решено в начале будущего учебного года создать аналогичную лабораторию на базе Новосибирского государственного университета. По словам проректора НГУ Михаила Лаврентьева, первая Летняя школа исследовательских проектов для старшеклассников пройдет в НГУ уже в августе. А занятия по дополнительным образовательным программам — по математике, программированию, физике, робототехнике, биологии, нейрокомпьютингу — начнутся с сентября и будут включать в себя работу над исследовательскими проектами. Наряду с этим планируется в течение учебного года провести профильные смены-погружения для учащихся других городов и населенных пунктов Новосибирской области, а также обучающие семинары и мастер-классы для педагогов.
Партнеры проекта намерены увеличивать охват школьников проектной деятельностью. Эта работа, в частности, как раз и включает проведение на базе созданных лабораторий летних или сезонных школ. Говорили также о том, что для привлечения молодых педагогов в сферу дополнительного образования нужно создавать мотивационные программы для молодых наставников, принимающих участие в проектной работе со школьниками в рамках практики и стажировок.
– Убежден, что успешное развитие программ в сфере научно-технического творчества детей и молодежи сегодня возможно только в режиме взаимодействия с инновационным бизнесом, — подчеркнул Вениамин Каганов. — В связи с этим карельский опыт должен послужить примером эффективного государственно-частного партнерства, направленного на возрождение и развитие экономики каждого отдельного региона. И мы рассчитываем, что успешный опыт “Илмаринена” будет распространяться и масштабироваться по всей стране.
Источник: http://www.poisknews.ru/theme/edu/18636/